Античные темы двенадцати домов гороскопа
Любой астролог знает, что двенадцать домов гороскопа являются неотъемлемой частью при рассмотрении карт и вынесении суждений. Пока неизвестно использовались ли «дома» или как их раньше называли «места» в более ранний вавилонский и египетский период. Пока нету чётких свидетельств их описания или использования в вавилонский период, но есть свидетельства об описании 36 деканов в египетский период с указанием восходящего декана (подробнее например во второй книге «Апотелесматика» у Гефестиона Фиванского). Вероятно дома гороскопа стали использоваться при зарождении гороскопической астрологии (3, 2 или начало 1 века до н.э.) как синтез вавилонской и египетской астрологии. Ниже я приведу самые ранние темы домов гороскопа, которые были описаны различными авторами.
Наиболее ранние сохранившиеся сигнификации домов/мест гороскопа относят к Фрасиллу (1 век), личному астрологу римского императора Тиберия. Текст сохранился в CCAG 8.3 стр.99-101. Текст был переведён Р. Шмидтом в «Definitions and foundations, 2007». Также есть частичный перевод отрывков Д.Гринбаум и некоторый синопсис в книге К.Бреннана «Hellenistic astrology», стр.341, 343.
Система восьми мест от Фрасилла
«Затем он [Фрасилл] замечает, что знак, отмечающий час говорят является жизнью (ζωή), последующий к нему – средства для жизни/существования (βίος), третий имеет тему братьев/сестёр (ἀδελφῶν) и подземный – родители (γονέων), последующий к нему – дети (τέκνων), следующий к нему – травма[1] (σίνονς), жена/женщина (γυναικός) – заходящий, и послевосходящий к заходящему, восьмой в порядке от Часовой Метки – фортуна (τύχη) и смерть (θάνατος)»
Выше представлена так называемая система восьми домов или oktatropos. Т.е. темы домов в этой системе следующие:
1 – жизнь
2 – средства для существования
3 –братья/сёстры
4 – родители
5 – дети
6 – травмы
7 – женщины/жёны
8 — фортуна и смерть.
Схожие темы описания восьми мест также в анонимном «мичиганском» папирусе, датируемым 2 веком нашей эры. Далее комментатор ссылается на Гермеса и вводит по словам Фрасилла уже темы двенадцати домов (dodekatropos):
Система двенадцати мест от Фрасилла
«Он также упоминает как так называемый Гермес Трисмегист называл и рассматривал каждую двенадцатую часть[2] в расположении[3], например объявление Часовой Метки рулём (οἰακα) и фортуной (τύχη) и душой (ψυχῇς) и способом/курсом/образом жизни (τρόπος ζωή) и похожий также указывает на братьев/сестёр (ἀδελφῶν) и последующая указывает на надежды (ἐλπιδω), третья указывает на действия/занятия (πράξεω), но также на братьев/сестёр (ἀδελφῶν), четвёртую он называет Основой Счастья, указывает на отцовское имущество (πατρικῶν ) и приобретение рабов, он называет пятую Доброй Фортуной, шестая <Злая> демоническая, указывает на месть (ποινῆς) и травму (σίνονς), седьмое заходящее место – жена/женщина (γυναικός) и смерть (θάνατος), восьмую он называет жизнь (ζωή) и средства для существования (βίος), девятая указывает на заграницу (ἐκδημiῶν) и жизнь заграницей, десятая, т.е. Середина Неба он говорит, что фортуна и средства к существованию и жизнь, указывает на детей и зачатие (σποράν) и действия/занятия [праксис], уважение (τιμάς), авторитет (ἀρχάς), правление (ἡγεμονίας), одиннадцатый знак в расположении он называет Добрый Демон; двенадцатый, предвосходящий, Злой Демон указывает на средства к существованию и подчинение рабов»
Как видим некоторые темы двенадцати домов отличаются от тех, к которым мы привыкли. Если подытожить, то выходит:
1– руль, фортуна, душа, образ жизни, братья/сёстры
2 – надежды
3 – действия/занятия, братья/сёстры
4 – Основа Счастья, отцовское имущество и приобретение рабов
5 – Добрая Фортуна
6 – месть и травмы
7 — жены и смерть
8 – жизнь, средства к существованию
9 – заграница, жизнь заграницей
10 – фортуна, средства к существованию, жизнь, дети,
зачатие, действия/занятия, уважение, авторитет, правление
11 – Добрый Демон
12 – Злой Демон, средства к существованию, подчинение рабов
Антиох также в своём Введении упоминает о двух делениях домов (есть перевод Антиоха в рамках HOROI Project и Р.Шмидтом в «Definitions and Foundations») на восемь частей и двенадцать частей и описывает темы. Там уже сигнификации тем больше соответствуют нашим привычным. Скорей всего в первом веке эти две системы ещё сосуществовали как-то вместе, но вскоре произошёл некоторый синтез тем (вероятно до 2 века или уже в какой-то период 1 века) этих двух систем в одну систему двенадцати домов и темы домов стали более ясными. Например, здесь можно заметить, что некоторые темы дублируются для разных домов. Интересно также, что в индийской астрологии 3 дом имеет отношение к действиям, а 4 дом как показатель счастья.
[1] по греческому тексту здесь слово в единственном числе
[2] двенадцатая часть здесь в контексте «знак»
[3] διάθεμα = расположение звёзд/планет в карте рождения
Антиох Афинский о местах гороскопа
Античный астролог Антиох Афинский (конец 1 века или 2 век) описал также темы домов в своём частично сохранившемся труде. Здесь я основывался в основном на переводе проекта Horoi Введения Антиоха. Есть также перевод Р.Шмидта в «Definitions and Foundations, 2009». Критические издания на греческом в CCAG 8.3, стр. 111-118 и CCAG 7, стр. 127–128.
(О двенадцати поворотах)
(1) Рассказав об этих вещах, он перечисляет названия и обозначения двенадцати мест в карте. Например, (он говорит), что Часовая Метка, Руль Жизни и Вход в Существующую реальность – это показатель души, манер и похожего. (2) Его последующий (знак) это место надежд и того, что им соответствует (3) Третий (знак) от Асцендента называют «местом Богини» и это показатель друзей и похожего. (4) Он говорит, что четвёртый (знак), который является подземным колышком называют «домом» и «очагом» и он является показателем сокровищ, благородства и всего что находится в [земле] и под землёй и похожее. (5) (Он также говорит, что) пятый (знак) от Асцендента называют «Доброй Фортуной» и это показатель владения животными и увеличения вещей, относящихся к средствам к существованию. (6) Шестой (знак) называют «Демон[ической Фортуной]» и «Предзаходящим» и это показатель трудностей, несчастий и врагов. (7) Седьмой (знак), заходящее колышко, это показатель конечного возраста жизни и смерти. (8) Восьмой (знак) называют «Постзаходящим» и «Праздным Знаком». (9) Девятый (знак), место Бога или отклонение Середины Неба, это показатель изгнания и путешествия заграницу. (10) Десятый (знак), который также является Серединой Неба, называют «Верхом Средств к существованию» и он является продуктивным в вопросах, имеющих отношение к репутации, деятельности и торговле, также, как и к среднему возрасту жизни и к фортуне через обладание имуществом. (11) Одиннадцатый (знак) называют «Последующим Середины Неба» и «Добрым Демоном» и он указывает на увеличение вещей в будущем. (12) Двенадцатый знак называют «Отклонением [Асцендента]», «Злым [Демоном]» и «Необходимостью», и он указывает на то, что происходит во время рождения, трудности и страдания; некоторые говорят, что эта Необходимость также продуктивна.
(О восьми поворотах)
(1) (Он говорит), что некоторые относили так называемый «поворот восьми» для одного и того же исследования. (2) И называет Часовую Метку «Местом Жизни», поскольку вопросы, имеющие отношение к существованию, изучались по нему. (Он также говорит, что) последующий (знак) Часовой Метки даёт указание того, что касается вещей в течение жизни. Они называли третье место, «Местом Братьев и Сестёр», четвёртый (знак) «(Местом) Родителей», пятый (знак) «Местом Детей», шестой (знак) «Местом, относящимся к травмам Тела», седьмой (знак) «Местом Брака» и восьмой (знак) «(Местом) Конца Жизни». И они изучают целую жизнь рождённого через эти восемь поворотов.
На основании вышеприведённых текстов можно сделать вывод, что изначально описывались две системы — система восьми мест или поворотов и система двенадцати мест. К сожалению о применении и технике системы восьми мест практически не сохранилось свидетельств.
Веттий Валент о темах мест
Ну и наконец во 2 веке астролог-практик Веттий Валент даёт некоторые описания тем домов. Здесь они уже представлены в более понятном виде для современного астролога. Скорей всего к этому времени произошёл уже синтез тем двух систем (восьми и двенадцати поворотов) в одну систему.
Отрывок из Книги 4 Главы 12 Веттия Валента
Я брал редактуру от Д.Пингри за основу при переводе (Vettii Valentis Antiocheni anthologiarum libri novem, 1986, Глава IV.12)
Касаемо имён 12 мест и касаемо поворота двенадцати
Пусть начало будет с Часовой Метки = жизнь, руль, тело, дыхание. Второе (место) = жизнь (в контексте быт, средства к существованию), Врата Гадеса, тёмное (место), дающее (δόσις — например подарки, наследство, лекарство, плата), принимающее (λῆψις), партнёрство/участие (κοινωνία) Третье (место) = братья (одной матери), жизнь заграницей (ξενιτεία), королева, авторитет, друзья, родственники, доход, рабы от рождения Четвёртое (место) = репутация, отец, дети, собственная женщина и пожилые люди, деятельность, родной город, дом, владения, жильё, результаты действий, смена места, опасности, смерть, тюремное заключение, мистические дела Пятое (место) = место детей, дружба, партнёрство/участие, освобождение рабов, совершение доброго дела или блага Шестое (место) = рабы, травмы, враждебность (ἔχθρα), страдания, болезнь Седьмое (место) = брак, удача (шанс), [смерть], союз с женщиной, дружба, жизнь заграницей Восьмое (место) = смерть, выгода от смерти, бездействующее место, наказание, слабости Девятое место = дружба, нахождение далеко от дома, выгода от иностранцев, Бог, король, магнаты, астрономия, оракулы, появление богов, божественная сила (μαντεία), мистические или оккультные дела, партнёрство/участие Десятое место = деятельность, репутация, продвижение, дети, жена, изменение, обновление дел Одиннадцатое место = дружба, надежды, подарки, дети, вольноотпущенники Двенадцатое место = другие страны, враждебность, рабы, травмы, опасности, суды, страдания, смерть, болезнь.
В этом отрывке Валент описывает темы домов при их использовании в профекциях. В частности, далее он пишет, что природа места, которое в оппозиции к активированному (в профекции) месту также действует совместно (в профекциях). Отсюда видимо некоторые значение диаметральных мест у него здесь совпадают. Например, дальше, он пишет, что вторые и восьмые знаки (ζώδιον) от Асцендента являются бездействующими и фатальными.
Павел Александрийский о темах домов
Ну и наконец приведу краткий синопсис по темам домов от Павла Александрийского в его Введении, с учётом поздних схолий (S) и лекций Олимпиодора (O), который был сделан в рамках проекта Horoi. Позже у меня на канале boosty будет выложен перевод более полной синоптической таблицы, сделанной в рамках проекта Horoi Л.Ласло.
Часовая Метка или Асцендент = все вопросы, имеющие отношение к человеку, жизни и дыханию
Второй = средства к существованию, деятельность, добрая надежда (Oтайные надежды)
Третий = богатство, братья/сёстры, дружба, покровительство, проживание заграницей
Подземный = старость, погребение, всё что следует после смерти (Oуправление имуществом после смерти)
Пятый = дети
Шестой = травма, служение женщин — рабыни/домашние животные женского пола, вражда/заговоры/нападения из-за (Oсо стороны) женщин
Заходящий = брак, нахождение заграницей долгое время, обстоятельства смерти, OSконец жизни, Oтравма/Sаборт, OSроды, многие другие вещи в соответствии с предоминатором места
Восьмой = (момент) когда происходит смерть (Oсмерть)
Девятый = боги, сны, нахождение заграницей, астрология
Середина Неба = деятельность, репутация, высокое положение, власть, ранг, родина, постоянство, брак, дети мужского пола
Одиннадцатый = союз, поддержка, добрые надежды Oи всё что ассоциируется с десятым местом
Двенадцатый = болезни, рождение детей, враги, мужчины рабы, четвероногие животные
Как видим некоторые темы довольно непривычны для современного восприятия астрологом, который привык уже к некоторому устоявшемуся описанию тем домов. Лично для себя я некоторые моменты взял себе на вооружение. В частности тема смерти и Десцендента у меня нашло неплохое подтверждение на практике.
Пока для себя я выделил примерно следующие основные темы для каждого из домов, здесь разумеется с учётом эволюции системы:
Часовая Метка = Асцендент = тело, душа, начало, жизнь, дыхание, здоровье
Средства к Существованию = Второй = средства к существованию (т.е. на какие средства человек живёт и существует), ресурсы, приобретения, союзники
Богиня = Третий = братья/сёстры, родственники, близкое окружение, близкая заграница, неформальная религия и учения
Подземный = Четвёртый = родители, дом, земля, старость, скрытые вещи
Добрая Фортуна = Пятый = дети, удовольствия, удача
Злая Фортуна = Шестой = болезни, травмы, служение/рабство, подчинённые, невезение
Заходящий = Седьмой = брак, отношения, партнёрство, противостояния, смерть (вид смерти), другие люди
Праздный = Восьмой = наследство, кризисы (которые также могут приводить к смерти), выгода от смерти, налоги, ресурсы партнёров, застой
Бог = Девятый = путешествия, заграница, образование, религия, вера, убеждения, сны, предсказания
Середина Неба = Десятый = деятельность, карьера, репутация, авторитет, достижения, статус
Добрый Демон = Одиннадцатый = дары, награды, выгода, объединения, покровительство, единомышленники, друзья
Злой Демон = Двенадцатый = враги, страдания, слабости, изоляция, зависимости, изгнание
8 мест выглядят очень странно, как будто остальные 4 просто утеряны/текст не сохранился. И логика явно нарушена: первые 7 описывают места от восхода до захода, а 8й дом что ли все остальное пространство над горизонтом?