Небольшое вступление от Зигмунда Фрейда:
«Демон и Фортуна определяют судьбу человека — редко или никогда одна из этих сил по отдельности. Любовь (Эрос) и Необходимость также стали родителями человеческой цивилизации».
Интересно, что в античной философии Фортуна, Демон, Любовь и Необходимость иногда выступают в некоторой связке. Чаще всего в философии платонизма, но и описываются в других областях. Ниже я основываюсь на некоторых понятиях из античной философии, но не претендую на экспертность, поскольку являюсь скорее любителем в этой сфере.
В частности Фортуна, в общем как один из вариантов — это может быть некоторое действие силы, стоящей выше людей, причём эта сила может как ограничивать, так и снимать ограничения, плюс сигнифицирует некоторый результат, который может быть, как негативным так и позитивным. Демон же — это и есть высшая сила, которую люди могут использовать.
Любовь (Эрос) чаще описывается в контексте той части любви, которая представляет собой страстное, сильное желание чего-либо, например сексуальное желание. Необходимость же примерно, как необходимость употреблять пищу, носить одежду или ходить на работу для кого-то.
Я хочу (Любовь) и могу (Демон). Не хочу (Любовь), но надо (Необходимость). Допустим к астрологу обратился клиент за консультацией (Фортуна). Астролог может согласиться на консультацию и способен её провести (Демон), но также способен и отказать ему (Демон), причём причиной может быть желание и нежелание (Любовь), или несмотря на нежелание провести консультацию всё равно это надо сделать (Необходимость).
Здесь кстати есть некоторая связь с более поздними понятиями свободы воли и предопределенности. Свобода воли по мне — это скорее Любовь и Демон. Я хочу и могу провести консультацию, обладаю такой силой. Предопределённость — это скорее Фортуна и Необходимость. Клиент обратился к астрологу (Фортуна), его надо проконсультировать (Необходимость), астролог это способен сделать (Демон), несмотря на желание или нежелание (Любовь).
Астрологически, Жребии Демона и Фортуны основаны на светилах, также если смотреть Жребии Любви и Необходимости (по Валенту), то они основываются уже на Демоне и Фортуне. Хотя в астрологии эти значения ограничиваются не только жребиями.
По этому поводу есть одна интересная глава от Веттия Валента. Эта глава описывает использование четырёх жребиев (Фортуны, Демона, Любви и Необходимости) в прогностике. Здесь скорей всего по аналогии как в Книге IV имеются ввиду профекции, в данном случае от Жребиев (один год = один знак), но можно также попробовать и в такой технике как зодиакальный афезис или в общей трактовке натальной карты.
Валент использует концепцию так называемых «передач и принятий» управлением временем. Например, если профекция попадает в знак Льва, и там находится планета или несколько планет, то по Валенту передача управлением временем (т.е. хронократорство) переходит к этой планете или планетам. Они принимают управление временем, т.е. становятся хронократорами в этот год. Если знак пустой – тогда управление временем переходит к управителю знака. Астролог также на своё усмотрение может использовать несколько хронократоров, например, как планету в знаке так и управителя знака, но Валент очевидно приоритет отдавал планете в знаке. Есть у него ещё более сложная схема по «передачам и принятиям», но здесь я её рассматривать не буду.
Ниже мой перевод с древнегреческого этой главы. После перевода попробую также эту концепцию рассмотреть на примере.
Веттий Валент. Книга IV. Глава 25.
Распределение четырёх жребиев
(1) Жребий Фортуны, передающий или принимающий, в продуктивных местах[1] с присутствующими или свидетельствующими благодетелями[2], указывает на добрую фортуну и продвижение, занятость и репутацию, успех в делах и исполнение ожиданий, и выгоду от смертей. (2) (Но, когда он) отклоняется[3] или свидетельствуется вредителями, (тогда он) обеспечивает меньшую и временную занятость и репутацию, или всё что приобретают рождённые для себя будет (проходить) с противодействиями и опасностями, или с испытаниями и оскорблениями.
(3) (Жребий) Демона, передающий или принимающий, в продуктивных местах с присутствующими [или свидетельствующими][4] благодетелями, осуществляет планы, соответствующие (их) мыслям, (с помощью) разборчивых и легко осуществляемых аргументов и полезных советов друзей, союзов с вышестоящими, даров и репутации. И это производит тех, кто преуспевает в своих целях, и имеющих большое самомнение. (4) (Но, когда он) падает[5] [или] свидетельствуется вредителями, (тогда он) приносит умственные расстройства и душевные муки, бесчувственность[6] и противоречивые цели; это заставляет людей считать свои ошибки успехами и обвинять других, но именно они в большинстве случаев промахиваются, и как результат (такие люди) падают духом, затевают что-то опасное для себя, их считают за сумасшедших и (они сами) входят в (состояние) безумия.
(5) (Жребий) Любви, передающий или принимающий, в продуктивных местах с присутствующими или свидетельствующими благодетелями наделяет желаниями, имеющими благие цели и (производит) любителей красивых вещей; некоторые обращаются к образованию и физическим, или музыкальным упражнениям, смягчаясь от удовольствия в будущих надеждах, они верят в предвидение как (нечто) неослабевающее. Другие очарованы сексуальными удовольствиями и близостью с мужчинами и женщинами, считая (это) благом. (6) Таким образом когда Арес и Гермес находятся в этом месте или свидетельствуют его, и особенно в своих собственных знаках, (тогда это) производит гомосексуалистов или (таких людей) критикуют [за связи] с обоими полами, или (это производит) тех, кто любит оружие, охоту и борьбу; но если Афродита (в таком положении, тогда она) даёт половую связь с женщинами, и поскольку иногда они проявляли любовь, они получают (иногда) взаимность.
(7) Аналогично, когда каждой из звёзд отведено[7] место, или, когда она свидетельствует или принимает на себя управлением временем[8], (тогда это) придаёт форму желания, которая соответствует природе (звезды). (8) Обычно, когда вредители присутствуют или свидетельствуют, (тогда вещи, связанные с желанием) приводят к мучениям, наказаниям или опасности. (9) Особенно если (звезда) Кроноса соприсутствует[9] с Афродитой и Селеной или свидетельствует (их), (тогда рождённые) будут иметь постыдную и неестественную любовь, их будут порицать (за отношения) с мужчинами и женщинами, и они испытают страдания, или, раскаявшись, (становятся) безразличными, побеждаемые страданиями[10]. (10) Если каким-либо образом (звезда) Зевса со-свидетельствует[11], (тогда) произошедшее будет благонадёжным или могущественным, или мистическим. (11) Когда Арес и Гермес присутствуют или свидетельствуют или принимают на себя управление временем, (тогда это даёт) любовь к злым и постыдным делам; т.к. они становятся фальшивомонетчиками, грабителями, взломщиками, аферистами, мыслящими как дикие звери. (12) И если (звезда) Афродиты также свидетельствует, (тогда она производит), в соответствии с (управлением) временами, отравителей, прелюбодеев, убийц, (людей), вовлечённых в недобросовестные дела с долгами и займами, имеющими опыт тюремного заключения и судебных процессов, живущих в опасности. Поскольку (это) место является сильным во многом, (поэтому) его нужно принять в рассмотрение. (13) Жребий Любви для дневных (рождений) определяется по расстоянию от (Жребия) Фортуны к (Жребию) Демона, и затем отбрасывая это же расстояние от Часовой Метки; для ночных (рождений) наоборот[12].
(14) (Жребий) Необходимости, передающий или принимающий, в продуктивных местах с присутствующими или свидетельствующими благодетелями приводит к близости и союзам с вышестоящими, а также к покорению и смерти врагов. (15) Когда в них находятся вредители, (тогда) это приводит к искам, судебным процессам и расходам [на это], из-за чего при достижении своей цели они живут жалко. И если фигура находится под дурным обращением[13], некоторые из них становятся осужденными или порабощёнными. (16) Для его определения возьми расстояние от (Жребия) Демона к (Жребию) Фортуны, ночью наоборот[14].
(17) Эти результаты определены для карт рождений и управителей времени мужчин; они также могут применяться для карт рождений женщин, когда фигуры передач являются подходящими, и описанные результаты могут происходить [с женщинами].
Теперь давайте попробуем рассмотреть это на примере
Кстати небольшой гайд как настроить в программе Zeus Жребии Любви и Необходимости по Валенту. Нужно просто внести следующие формулы в окне «Жребии» программы:
Теперь возьмём в качестве примера карту Дональда Трампа
Фортуна у него находится на Десценденте в оппозиции к Марсу (в дневной карте), находящемуся в углах от Фортуны. А учитывая, что больше планет в углах от Фортуны нет, соответственно с дамами ему скорее не везёт, конфликты и скандалы — это естественные события для него. Демон находится в Рыбах в восьмом знаке от Асцендента, т.е. ум направлен на чужие ресурсы. Необходимость в Асценденте в точном соединении с Марсом, т.е. соперничество, конфликты, скандалы являются необходимостью в его жизни, от этого не убежать. Ну и наконец Любовь во втором знаке — желания направлены на приобретения, материальные ресурсы и средства к существованию.
Возьмём 2016 год, когда он был избран президентом. Профекция попадает в 11-ый знак от исходного жребия.
Для Фортуны – это Стрелец. Луна находится в Стрельце, аспекты от Солнца, Марса и Юпитера. Это 5-ый от Асцендента и 11-ый от Фортуны. Оба продуктивных места. Т.е. в этот период у него скорее «добрая фортуна и продвижение, занятость и репутацию, успех в делах и исполнение ожиданий, и выгода от смертей«.
Для Демона – это Козерог. Аспекты к знаку идут от Венеры, Сатурна, Меркурия и Юпитера. 6-ой от Асцендента и 12-ый от Фортуны – непродуктивные. В этот период у него скорее «умственные расстройства, душевные муки» и т.п. Возможно участие в президентской гонке повлияло и на ментальную активность негативно, но мы это заочно точно не узнаем.
Для Любви – это Рак. В знаке находятся Венера, Сатурн и Меркурий. Т.е. однозначно этот период у него был и периодом сильных желаний. Присутствует также аспект от Юпитера. Рак — это 12-ый от Асцендента (непродуктивный) и 6-ой от Фортуны (непродуктивный). В этот период у него как вариант могла быть «постыдная и неестественная любовь«, вероятно желания, хотя аспект обоих благодетелей также смягчает период.
Для Необходимости – это Близнецы. В знаке находится светило секты Солнце, аспекты идут от Марса, Юпитера и Луны. Это 11-ый от Асцендента и 5-ый от Фортуны. Оба продуктивные. Здесь имеем скорее «союзы с вышестоящими, а также покорение врагов«.
Здесь кстати интересно, что Фортуна как раз благоприятствует ему в этот год, т.е. победа на президентских выборах произошла скорее благодаря случаю, думаю ему повезло просто тогда, возвысился за счёт Фортуны. Учитывая также и аспект обоих светил, управление Юпитером с аспектом. Квадрат же от Марса добавил лишь сложностей, но это может быть хорошо для соперничества. К тому же Стрелец – это Добрая Фортуна от Асцендента и Добрый Демон от Фортуны, место приобретений.
Ментальная активность, применение талантов в этот период похоже негативно проявлялись, возможно были некоторые проблемы с его стороны. Желания также были скорее низменными или смешанными (всё-таки оба благодетеля задействованы), но благодаря Необходимости произошла победа «над врагами», т.е. так надо было чтобы произошло. По сути победа была предопределена и не зависела от «свободы воли».
Кстати если мы построим зодиакальный афезис от Фортуны, то в этот период (8 ноября 2016 года) получим период Близнецы – Дева – Близнецы. Светило секты активировано как хронократор в Близнецах, оно же и управитель Асцендента, плюс поддержка Юпитером через трин. Наконец Близнецы = Добрый Демон от Асцендента и Добрая Фортуна от Фортуны. Управитель Меркурий расположен плохо, но если отдадим приоритет Солнцу по положению в знаке, тогда это приведёт к успеху.
Дальнейшие исследования применения этой методики могут включать и работу с дирекциями, картами солнечных возвращений, транзитами и другими техниками.
Приложение: Греческий текст Книги IV Главы 25 (редактура Д.Пингри)
(1) Ὁ κλῆρος τῆς τύχης παραδιδοὺς ἢ παραλαμβάνων ἐν χρηματιστικοῖς τόποις, ἀγαθοποιῶν ἐπόντων ἢ μαρτυρούντων, εὐτυχίαν δηλοῖ καὶ προκοπήν, πράξεις τε καὶ δόξας καὶ πραγμάτων κατορθώσεις καὶ προσδοκωμένων συντέλειαν καὶ ἀπὸ νεκρικῶν ὠφελείας. (2) ἀποκεκλικὼς δὲ ἢ ὑπὸ κακοποιῶν μαρτυρούμενος ἥττονας μὲν τὰς πράξεις ἢ τὰς δόξας παρέχει, ἀπαραμόνους δὲ ἢ ὅσα ἂν διαπράξωνται μετὰ ἐναντιωμάτων καὶ κινδύνων ἢ κρίσεων καὶ ἐπηρειῶν.
(3) Ὁ δαίμων παραδιδοὺς ἢ παραλαμβάνων ἐν χρηματιστικοῖς τόποις, ἀγαθοποιῶν ἐπόντων, καταθυμίους προαιρέσεις ἀποτελεῖ, κριτικούς τε καὶ εὐκατορθώτους λογισμοὺς καὶ φίλων συμβουλίας ἐπωφελεῖς, συστάσεις τε μειζόνων, δωρεάς τε καὶ δόξας καὶ εἰς τὰς ἐπιβολὰς εὐεπιτεύκτους, παρεπηρμένους τε τῇ διανοίᾳ, οἴησιν πλείστην ἔχοντας. (4) παραπεπτωκὼς δὲ ἢ ὑπὸ κακοποιῶν μαρτυρούμενος μετεωρισμοὺς καὶ ψυχικὰς βασάνους ἐπάγει, ἀναισθησίας τε καὶ ἐναντιοβουλίας, τὰ ἴδια ἁμαρτήματα κατορθώσεις νομίζοντας καὶ ἄλλοις τὰς αἰτίας ἐπιφέροντας, τῶν δὲ πλείστων ἀστοχοῦντας, ὅθεν οἱ τοιοῦτοι ἐκκακοῦντες ἔσθ’ ὅτε καὶ καθ’ αὑτῶν κινδυνῶδές τι μηχανῶνται καὶ ὡς μανιώδεις διαλαμβάνονται καὶ ἐν ἐκστάσει φρενῶν γίνονται.
(5) Ὁ ἔρως παραδιδοὺς ἢ παραλαμβάνων ἐν χρηματιστικοῖς τόποις, καὶ ἀγαθοποιῶν ἐπόντων ἢ μαρτυρούντων, εὐπροαιρέτους ἐπιθυμίας κατασκευάζει καὶ καλῶν ἐραστάς· οἱ μὲν γὰρ περὶ παιδείαν καὶ ἄσκησιν σωματικὴν ἢ μουσικὴν τρέπονται καὶ μεθ’ ἡδονῆς κολακευόμενοι τῇ μελλούσῃ ἐλπίδι ἀκοπίαστον ἡγοῦνται τὴν πρόνοιαν, οἱ δὲ ἀφροδισίοις καὶ συνηθείαις θελχθέντες θηλυκῶν τε καὶ ἀρρενικῶν ἀγαθὸν ἡγοῦνται. (6) Ἄρης μὲν οὖν καὶ Ἑρμῆς ἐπιμαρτυρήσαντες ἢ ἐπόντες τῷ τόπῳ, καὶ μάλιστα ἐν ἰδίοις ζῳδίοις, παιδεραστὰς ποιοῦσιν ἢ ἐπ’ ἀμφοτέροις ψογίζονται ἢ φιλόπλους τε καὶ φιλοκυνήγους καὶ φιλοπαλαίστρους, Ἀφροδίτη δὲ θηλυκῶν συνηθείας· ἔσθ’ ὅτε μὲν οὖν καὶ στερχθέντες ἀντιστέργουσιν. (7) ὁμοίως δὲ καὶ ἕκαστος τῶν ἀστέρων ὁ κεκληρωμένος τὸν τόπον ἢ ἐπιμαρτυρῶν ἢ παραλαμβάνων τὸν χρόνον κατὰ τὴν ἰδίαν φύσιν τὸ εἶδος τῆς ἐπιθυμίας κατασκευάσει. (8) καθόλου μὲν οὖν κακοποιῶν ἐπόντων ἢ μαρτυρούντων, ἐπὶ βασάνῳ καὶ ζημίᾳ καὶ κινδύνῳ τὰ τῆς ἐπιθυμίας γενήσεται. (9) ἐὰν δέ πως ὁ τοῦ Κρόνου σὺν τῷ τῆς Ἀφροδίτης καὶ τῇ Σελήνῃ συμπαρῇ ἢ ἐπιμαρτυρήσῃ, αἰσχρῶν καὶ ἀσελγῶν ἔργων ἐρῶσιν, ἐπί τε ἀρρενικῶν καὶ θηλυκῶν ψογίζονται καὶ περιβοησίας ὑπομένουσιν ἢ μετανοοῦντες ἀνεπιστρεπτοῦσιν ὑπὸ τοῦ πάθους νικώμενοι. (10) ἐὰν δέ πως ὁ τοῦ Διὸς συνεπιμαρτυρήσῃ, ἀξιοπίστως ἢ δυνατῶς τὸ γενόμενον ἔσται ἢ μυστικῶς. (11) Ἄρεως δὲ καὶ Ἑρμοῦ ἐπόντων ἢ ἐπιμαρτυρούντων ἢ παραλαμβανόντων τὸν χρόνον, κακούργων πραγμάτων ἢ λῃστρικῶν ἐρῶσιν· γίνονται γὰρ πλαστογράφοι, ἅρπαγες, θυρεπανοῖκται, κυβευταί, τεθηριωμένην τὴν διάνοιαν ἔχοντες. (12) ἐὰν δὲ καὶ ὁ τῆς Ἀφροδίτης ἐπιμαρτυρήσῃ, φαρμακοί, μοιχοί, αὐτόχειρες, ὅθεν κατὰ τοὺς ἐπιβάλλοντας χρόνους ἐγγύαις καὶ δάνεσι περικυλιόμενοι καὶ κακουργίαις, συνοχῆς ἢ κρίσεως πεῖραν λαμβάνοντες ἐπικινδύνως διάγουσιν· ἰσχυρὸς ὁ τόπος πρὸς πολλὰ ὑπάρχει, ὅθεν αὐτῷ προσεκτέον. (13) λαμβάνεται δε ό κλήρος του έρωτος ημέρας μεν από τον κλήρου της τύχης επί τον του δαίμονος και τα ϊσα από τον ωροσκόπου, νυκτός δε το άνάπαλιν
(14) Ἀνάγκη παραδιδοῦσα ἢ παραλαμβάνουσα ἐν χρηματιστικοῖς τόποις, ἀγαθοποιῶν ἐπόντων ἢ μαρτυρούντων, οἰκειώσεις μὲν ἐπάγει καὶ μειζόνων συστάσεις καὶ ἐχθρῶν καθαιρέσεις ἢ θανάτους. (15) κακοποιῶν δὲ ἐπόντων, ἀντιδικίας καὶ κρίσεις ἐπάγει καὶ ἐξοδιασμούς, ὅθεν καὶ περὶ προαίρεσιν διαπράξαντες ἀνιαρῶς διάγουσιν· ἐὰν δέ πως τὸ σχῆμα κακωθῇ, τινὲς καταδικάζονται ἢ καθαιροῦνται. (16) λάμβανε δε so από δαίμονος επί τύχην, νυκτός δε το άνάπαλιν.
(17) Ταύτα μεν ουν επί των άρρενικών γενέσεων και χρόνων διέσταλται· ομοίως δε κατά τα οίκεϊα σχήματα των παραδόσεων και τα δυνάμενα χωρεϊν αρμόσει και επί ϋηλυκών γενέσεων.
[1] Здесь вероятно имеется ввиду, когда профекционный знак попадает в продуктивные места (дома) возможно с приоритетом от Фортуны. Валент в своей Антологии Асцендент называет «космическим Асцендентом», а Жребий Фортуны – «натальным Асцендентом». Ещё в IV.11 Валент описывает следующие продуктивные места = знаки: 1, 10, 5, 11, знаки где находятся Жребии Фортуны, Демона, Любви и Необходимости. Знаки средней продуктивности = 9, 3, 4,7. Остальные места являются непродуктивными. Есть ещё другие схемы по Доротею/Тимею и Нехепсо/Петосирису.
[2] Т.е. благодетели либо находятся в профекционном знаке, либо делают к нему аспект по знаку.
[3] Т.е. в кадентных местах.
[4] Вставка по аналогии как со Жребием Фортуны по смыслу.
[5] Παραπεπτωκώς. Райли переводит как «неблагоприятно расположен». Гринбаум переводит как «сбивается с пути».
[6] ἀναισθησίας. Ещё может быть перевод как «умственная тупость или ступор».
[7] Вероятно нахождение в месте. Шмидт почему-то считает, что здесь имеется ввиду управитель знака.
[8] Т.е. хронократорство.
[9] Т.е. в соединении.
[10] Πάθους. Дословно «тем, от чего пострадали», что ближе к контексту, но также возможен перевод «страстями, эмоциями, любовью» по отношению к душе.
[11] Т.е. в аспекте, но по контексту ещё может быть и соединение.
[12] Это предложение в редактуре Пингри ошибочно включено в скобки, поскольку он посчитал такую формулу некорректной из-за известной формулы от Павла Александрийского, где в расчёте Жребия используется Венера.
[13] Т.е. аспект от вредителей и возможно другие условия, которые поражают.
[14] Аналогично как в сноске 14. В расчёте Жребия у Павла используется Меркурий.
Оставить комментарий