Переведено с древнегреческого Levente Laszlo в феврале 2020 г. на английский СС BY-NC-SA
Перевод с английского Георгий Мирской 04.03.2019 СС BY-NC-SA
Следующие главы были взяты из неозаглавленного и анонимного трактата, который был составлен в Константинополе в 884 году. Он возможно основан на более ранней работе, авторство которого приписывается Реторию Египетскому исследователями.
Он сохранился в трёх манускриптах:
B Paris, BNF, grec 2506 (ранний 14 век)
H Venice, BNM, gr. Z. 335 (coll. 645; 14 век)
Z Paris, BNF, grec 2424 (поздний 14 век)
Главы были отредактированы Францом Кюмонтом (CCAG 8.1, стр. 237-242), который использовал B и H; я также сопоставлял из Z.
Только глава 19 была переведена ранее: Отто Нейгебауэр (Греческие Гороскопы, L482 на стр.146) давал частичный перевод, и Дориан Гринбаум (Демон в эллинистической астрологии, стр.433-434) опубликовала исправленный текст и приложила свой перевод к целой главе.
Нумерация глав следует в соответствии с B, хотя ссылки в тексте показывают, что нумерация в исходном оригинале отличалась. Повреждённые отрывки †помечены так†, технические выражения или отрывки с непонятным значением *звёздочками*. Отрывки, которые указывают на лакуны в [квадратных скобках], и слова вставленные, чтобы облегчить понимание в (круглых скобках).
Вставки от переводчика с английского Георгия Мирского в {фигурных скобках} и комментарии фиолетовым цветом.
16. О периодах жизни
(Он говорит) что для того, кто исследует вопросы, имеющие отношение к периодам жизни, необходимо использовать все методы Птолемея, Валента и Египтян, но в особенности, они должны также быть дополнены господином года, (звёздами) созерцающими господина, трансмиссии {передачи} и приобретения года, формирующиеся соединения, периоды звёзд по градусам – как Валент учил в главе 2 книги 6 – также как полные времена восхождения {знаков}, периоды, и возвращения знаков и звёзд, [и] их совместные возвращения в соответствии с половиной, третью, двумя третями – как Валент говорил в главах 4-6 книги 7, поскольку он говорит о периодах жизни на основании периодов звёзд и времён восхождения знаков с примерами. Также, исследуй дистрибьюцию (жребиев) Фортуны и Духа; потому что, если ты изучишь всё это последовательно и в логическом порядке, ты не сможешь полностью потерпеть неудачу в расчётах периодов жизни.
Комментарии Г.Мирского по данному абзацу:
Для полного понимания автора необходимо обратится к главе 2 книги 6 и главам 4-6 книги 7 «Антологии» Веттия Валента.
Под господином года здесь имеется ввиду господин профекции. В частности в главе 2 книги 6 Валент описывает так называемые дистрибьюции «по градусам», основываясь на малые периоды планет. Ну и наконец Валент использует так называемые трансмиссии от одной планеты к другой, которые используются в качестве хронократоров времени. В книге 7 используются малые периоды планет и времена восхождения знаков, которые делятся на половины, трети и две трети и показывают соответствующие года в зависимости от значений. Вообще анализируя некоторые примеры Валента, например, из книги 7 главы 4, где Валент в качестве точки отсчёта берёт жребий Фортуны у меня сформировалось стойкое ощущение, что Валент пытается как-то подогнать постфактум продолжительность жизни нативов из примеров. Например, в некоторых случаях он берёт время восхождения Фортуны и складывает с малым периодом Марса, в других же случаях берёт просто время восхождения знака управителя Фортуны и т.п. Рекомендую ознакомится с указанными главами, но применяя критическое мышление.
Phnaes Египтянин и Валент в главе 31 его Книги 3 говорит, что нужно изучить как управитель рождения {oikodespotes} расположен в зависимости от его положения [и] места. Если он угловой, он даёт свои полные года, но, если он под лучами {Солнца} или кадентный, он даёт свои малые года, месяцы, дни или часы. Если он (находится) вместе со Жребием Фортуны, изучи на сколько часов он отходит от колышка, и умножь (число) его полных или малых лет, месяцев, дней или часов на 12, отнимая 1/12 от каждого часа и изучи полученный период. Похожим способом если управитель рождения находится между Гороскопом и Серединой Неба или в девятом, или восьмом месте, определи на сколько часов управитель рождения отходит от Гороскопа. Однако, если управитель рождения находится между заходящим колышком и четвёртым или третьим, или вторым местом, определи на сколько часов отходит управитель рождения от заходящего колышка.
Я изложу все эти вопросы далее, то есть в главе 282, вместе с определёнными рождениями (людей которые) умерли преждевременно, потому что (я) должен указать, что (хотя ты используешь) множество методов, (исследование) относительно периодов жизни приводит к одному результату, не важно (делаешь ли ты исследование) в соответствии с (методом) Птолемея или Валента или кого-либо ещё.
Также изучи (вопросы) о числе кризисов3 как (написано) в главе 8 книги 3 Валента.
Комментарии Г.Мирского: Здесь важно изучить Книгу 3 главу 3 Валента для полного понимания. В первую очередь обращает внимание пассаж о положении управителя рождения вместе со Жребием Фортуны. По словам Levente этот отрывок основан на следующем тексте Валента, но с большими отклонениями от текста:
καὶ ἐὰν μὲν ὁ Ἥλιος ἢ <ἡ> Σελήνη τὸν ἀφετικὸν τόπον λάχῃ, λογίζεσθαι δεῖ ἀπὸ τῆς ἀφετικῆς μοίρας ἕως τῆς τετραγώνου πλευρᾶς πόσος χρόνος συνάγεται καθ’ ὃ κλίμα τις* γεγένηται, καὶ συνάγοντας ἀποφαίνεσθαι τοσαῦτα ἔτη ζήσεσθαι.
Перевод: и если Гелиос или Селена обнаружены в афетическом месте, необходимо высчитать от положения афеты до её квадрата столько времени сколько можно рассчитать в соответствии с климатом, в котором родился человек и он проживёт столько лет, сколько (времени восхождения) будет высчитано.
Также в частности Валент смотрит так называемого управителя рождения (ойкодеспотс) или поздний аналог «алькокоден». Там он определяет число лет в зависимости от положения для него и смотрит на какое количество часов он уходит от ближайшего угла. Отличие «Ретория» и Валента здесь в том, что Валент также использует ось MC-IC в качестве углов, «Реторий» же следует более старому методу, относящемуся к Phnaes Египтянину, где используется только ось ASC-DSC. О нём кстати Валент лишь упоминает.
Вот один из примеров Валента:
Асцендент Стрелец 18 градус, МС Весы 4, управитель рождения Меркурий [Скорпион] 13. Я рассчитал расстояние от [Меркурия] до Асцендента равным 35 градусов, что равняется 2 1/3 часов. Т.к. 76 полное число лет {Меркурия}, я разделил на 12 [часов] и обнаружил для каждого часа 6 лет 4 месяца. Таким образом для 2-ух часов у нас будет 12 лет 8 месяцев плюс 1/3 часа – 2 года 1 месяц 10 дней. В общем 14 лет 9 месяцев 10 дней, я отнял это от 76 и результат 61 год 2 месяца 20 дней (похожим образом нужно считать от остальных углов, если от них высчитываем). Установив это пусть Луна будет афетой в 8 Весы. Для оставшихся 22 градусов [Весов] я устанавливаю 29 лет 4 месяца, для Скорпиона 30 градусов – 36 лет, для 17 градусов Стрельца – 18 лет 1 месяц 18 дней. Итого 83 года 5 месяцев 18 дней. Т.к. годы афеты больше лет от управителя рождения – натив проживёт число лет, высчитанное для управителя рождения: 61 год 2 месяца 20 дней.
В данном примере всё просто. Валент смотрит расстояние от Меркурия до Асцендента (ближайший угол от направления дневного движения) и считает его равным 2 1/3 часов. «Реторий» же предлагает смотреть, не учитывая ось IC/MC по «старому» методу. Отдельно кстати учитывается положение в углах управителя рождения – в этом случае берутся полные года (по Валенту если он расположен в колышке и восточный, или в эффективных градусах). Возможно здесь имеется ввиду система Порфирия, введённая им в Книге 3 Главе 2 (эффективные градусы).
17. Об управителе рождения4
(Он говорит) что управителем рождения должен быть управитель терма и управляющий домом {oikodektor} Солнца и Луны, и он также должен свидетельствовать их и Гороскоп. Поэтому если управитель рождения созерцает час или кульминирует, или заходит в своём знаке или в своих градусах {moiras}, пока он является восточным и директный, он даст свои полные года. Если он будет в лучах и ретроградный, тогда даже не малые года, но (малые) месяцы, дни или часы.
Когда управитель рождения ретроградный, он движется в сторону ведущих (знаков) пока он отступает до градуса, в котором он становится директным после стоянки. Таким образом смотри, чтобы он не соединялся ни с одним из разрушителей в течение5 его рецессии. – Под разрушителями, он имеет ввиду6 Сатурн, Марс и Солнце.
Валент также упоминает эту тему7.
Комментарии Г.Мирского: В данной главе автор вводит понятие управителя рождения (ойкодеспотс). Сложности вызывает абзац, где упоминается ретроградность и каким образом смотреть данный период рецессии и возможные соединения с вредителями. Первичные дирекции по косым восхождениям знаков здесь невозможны, т.к. в данном случае сигнификатор и промиссор фиксированы. В итоге как говорится на усмотрение читающего – например движение промиссоров в некотором виде, типа вторичные прогрессии. Или в соответствии с манускриптом Z, т.е. после того как произойдёт переход в директное движение.
18. О разрушителе
Касаемо разрушителей, Валент не только упоминает этих (т.е. Сатурн, Марс и Солнце) но также [интервалы]8 Гороскопа от Луны и [интервалы] Луны от Гороскопа; это обнаружено в Книге 6 Главе 89.
После того как управитель рождения достигнет градуса, в котором он станет директным после стационарности, он продолжает свой курс снова в порядке следования (знаков). Если на его пути не будет вредителей, вычисление часов нужно использовать.
Светила могут быть взяты в качестве управителей только если они угловые и созерцаются своими управителями домов и управителями термов полностью* и подходящим образом*.
19. О рождениях без управителей рождения в соответствии с Валентом
Ты должен взять управителей домов и управителей терм светил и Гороскопа в качестве управителей рождения, но если они будут под лучами или кадентные, или они уходят в лучи Солнца в течение семи10 дней, тогда рождение будет без управителя рождения. Если светила кадентные, управитель терма Гороскопа будет управителем рождения. Но если он также кадентный или под лучами, рождение будет снова без управителя рождения.
Часто бывает, что хотя управитель терма или управитель дома светила (ведущей) группы хорошо расположен*, другая звезда будет управителем рождения: та, что имеет больше прав при рождении в то время как хорошо расположена в соответствии с появлением, положением* и состоянием*.
Например11, Солнце в 29;43 Рыб в термах Сатурна, Луна в 6 Весы в термах Сатурна, Сатурн в 25 Весы в термах Венеры, Юпитер в 28 Овен в термах Сатурна, Марс в 29 Рыбы в термах Сатурна, Венера в 15 Телец в термах Юпитера, Меркурий в 20 Рыбы в термах Марса, Гороскоп в 6 Девы в термах Меркурия, Середина неба в 2 Близнецы в термах Меркурия, Жребий Фортуны в 12 Рыбы в термах Венеры.
Мы обнаружили Сатурн, принимающий Солнце в своих термах только, но Луну в своих термах, триплицитете и [экзальтации, и Венера принимает Сатурн в её термах только, но]12 Солнце, Марс, и Меркурий в её [триплицитете и] экзальтации. Следовательно, Сатурн и Венера будут управителями; так что Сатурн управляет домом в то время как Венера совместно управляет им. – И каждая и этих двух (звёзд) привела к смерти в соответствии с расчётами часов в одно и то же время.
И это можно найти в главе 4 о (детях), которые не выращены13.
Комментарии Г.Мирского: Довольно запутанный пример. Если следовать Валенту, тогда вероятный кандидат на управителя рождения будет Сатурн, как управитель термов обоих светил, хоть он и не аспектирует Солнце. Венера же здесь взялась в качестве соуправителя исходя их других достоинств также – что уже не совсем по Валенту. У Levente по этому поводу есть подозрения, что «Реторий» мог задним числом скорректировать свои интерпретации к уже известным фактам.
20. О предоминаторе {эпикраторе}
Если Солнце и Луна являются предоминаторами продолжительности жизни в то время как рождение без управителя рождения, посмотри на управителей домов и управителей термов (предоминирующего) светила. И если они свидетельствуют предоминатор, который хорошо расположен* в месте пригодном для высвобождения, они сделают его (т.е. предоминатор) более активным и сильным. Но если управитель дома или управитель терма [не свидетельствуют, предоминатор не]14 сильный в высвобождении, даже если он окажется хорошо расположенным*. Но затем ты должен высвобождать от Гороскопа или [используя] другие методы15. – Это то, что Доротей имеет ввиду, когда говорит, «определённо ты должен видеть свидетельство афеты» и то что следует16.
21. О делении периодов (жизни)
Ты должен делать деление периодов (жизни) следующим образом: прежде всего, исследуй движение Солнца, Луны, Асцендента, Середины Неба и жребия фортуны – который всегда берется от Солнца к Луне в соответствии с инструкцией Птолемея, — и не только в соответствии с тригональной, тетрагональной и гексагональной стороной знака – то есть, по месту – но также по градусам, о чём вы узнали в главе 1617. Затем ты должен также сделать движение звёзд не только в соответствии с методами Птолемея, но также в соответствии с временами восхождения знаков тем способом, что каждый знак восходит в соответствии с определённым климатом, как учили Египтяне.
Изучи в термах какой звезды градус каждой афеты для года будет и к каким звёздам афета делает соединения, не только к движущимся, но также и к неподвижным, которые первой и второй величины и имеют один и тот же ветер. Например, пусть Солнце и Гороскоп вместе18 в 22 градусе Овна в четвёртом климате. Неподвижная (звезда) Gorgo в 7;10 Тельца в соответствии с настоящим временем19. Мы говорим, следовательно, что Gorgo соединится с Солнцем и Асцендентом в 10 лет и 4 месяца20, и данный период будет влиять на отца и ребенка в (схожей) манере это происходит в случае соединения Солнца и Асцендента с Юпитером и Сатурном; и отец подвергается воздействию из-за Солнца, в то время как ребенок из-за Гороскопа. Ибо ДРЕВНИЙ говорит, что, если рождение не имеет множество лет – как в случае множества детей – их (т.е. высвобождения) результаты будут оказывать влияние на родителей.
После этих (исследований), изучи времена восхождения и периоды знаков и звёзд в соответствии с их полными, средними и малыми годами, но также в соответствии с их половинами, двумя третями и одной третью, не только как года, но также как и месяцы, дни и часы — как Валент излагал это в главе 6 Книги 7.
Кроме того, исследуй соединения звёзд в соответствии с их периодами по градусу и знаку, затем дистрибьюции (жребиев) фортуны и духа – как Валент описывал их в главе [25] книги 4, — и также трансмиссии и приобретения как он учил в книгах 4 и 5. Более того изучи господина года и Гороскоп года как говорил Доротей, как он расположен по появлению и положению, кто его созерцает, и как он расположен в {карте} рождения21. И после этого изучи ингрессии звёзд для года как Антигон описывал это в главе 4 книги 422.
Если ты собираешься проводить исследования в частности, делай следующее: относительно отца бери годы от жребия отца, касаемо матери от жребия матери. Бери годы от Солнца, Луны, Гороскопа, Середины Неба, и жребия отца в зависимости от того, какой вопрос ты изучаешь, но, если ты это делаешь правильно, (ты также бери годы) от каждого жребия.
И ты должен знать это: если Солнце будет афетой и Луна наблюдает час, в то время как они соединяются друг с другом, они приводят к летальному кризису не только в соединении, но также в квадрате или оппозиции, и похожим образом к своему собственному квадрату и оппозиции. Потому необходимо озаботиться, когда Луна высвобождается к Гороскопу, пренатальному соединению, или к её двум четвертям и к Солнцу, ибо такие соединения указывают на летальные кризисы.
Комментарии Г.Мирского: Довольно интересная глава. Подробнее советую ознакомиться с Птолемеем Тетрабиблос главы 3.11 и 4.10. Также Доротей книга 3 и 4.1, отсылки к Доротею у Гефестиона в книге 2.26-27.
Если вкратце, то вначале «Реторий» описывает примарные дирекции (движение) и предлагает два способа: по Птолемею и по косым восхождениям (по древним). Подозреваю, что по Птолемею он мог и не применять на то время, хотя видно, что при построении карт он использует уже таблицы Птолемея из Альмагеста.
Затем идёт отсылка к Доротею, метод профекций и солнечных возвращений (по Валенту) – книга 4.1 Доротея. Ну и что важно по конкретным темам (отец, мать и т.п.) он предлагает строить профекции от определённых точек (жребиев). Ну и конечно же транзиты.
1 В манускриптах написано «Глава 5». В этой главе (3.3.2) Валент упоминает некоторого «старика», который должно быть Phnaes.
2 Данная глава не существует в этом издании или где-либо ещё
3 Следуя предположению Кюмонта (xλιμακτῆρος) для манускриптов xλήρου ‘жребий’
4 в H написано «об управителе»
5 в Z написано «после»
6 в H написано «я имею ввиду»
7 в главе 3 книги 3
8 далее и то что следует за этим вставка слова διαστάσεων из Валента 6.8.7
9 в манускриптах написано «глава 10»
10 отмена ошибочного использования символа ζ как значения ζῳδίου «знака» в манускриптах
11 этот гороскоп датируется 21 Марта 482 года, и построен примерно на 16:00 локального времени в 5 климате
12 отсюда и в конце предложения следую поправкам Д.Гринбаум
13 данная глава не является частью этого издания
14 заполняю очевидную лакуну οὐ μαρτυρήσουσιν αὐτῷ, ὁ ἐπικρατήτωρ οὐ
15 это возможно намёк на использование жребия фортуны или пренатальной сизигии в высвобождении, по инструкциям Доротея, представленных у Гефестиона в книге 2.26
16 данная глава относится к отрывкам из Доротея 3.2.4-6 (перевод Дайкса) = 3.2.5-7 (перевод Пингри). К счастью оригинальный отрывок представлен у Гефестиона в 2.26.29 (строка 118 ред. Кролл): где написано «ибо, определённо, афета должна свидетельствовать их (т.е. управителя терма, управителя дома, управителя экзальтации или управителя триплицитета)»
17 это глава 14 в данном издании (здесь не переведена)
18 коррекция Кюмонта (ἅμα) для манускриптов αʹ μαʹ ‘1;41’
19 это неподвижная звезда Алголь, природы Юпитера и Сатурна и «настоящее время» — это отсылка на год 884, время компиляции данного издания
20 Используя таблицы Птолемея, косое восхождение для 7;10 Тельца равно 24;13 (через линейную интерполяцию), и для 22 Овна будет 13;53 для четвёртого климата. Разница 10:20, что соответствует 10 годам и 4 месяцам.
21 Фрагмент (фр. 56a Stegemann), который относится к арабскому Доротею 4.1.1-6 (Дайкс) = 4.1.1 – 7 (Пингри). Инструкции Доротея также суммированы у Гефестиона 2.27.1-2 (фр. 56a Stegemann) вкратце.
22 Это запутанное свидетельство (свид. 5 Heilen) относится к инструкциям, которые похоже сейчас утрачены с книгой Антигона
Оставить комментарий