Обзор различных методов определения продолжительности жизни

Обзор различных методов определения продолжительности жизни

Обзор различных методов определения продолжительности жизни 2000 1310 admin

В данной статье я попробую изучить эволюцию методов по определению продолжительности жизни, опишу вкратце некоторые из них и изложу своё мнение по данному вопросу. Пока это скорее что-то вроде бета версии описания некоторых методик, в дальнейшем буду обновлять информацию по данной статье с учётом возможных ошибок, альтернативных мнений и корректировок. 

Давайте сначала логически и объективно попробуем разобраться в том, что же такое продолжительность жизни. Грубо говоря — это период жизни человека в промежуток от его рождения до его смерти. Возможно ли вообще гарантированно определить данный промежуток? Многие астрологи древности утверждают, что это возможно, но к сожалению все их методики имеют множество противоречий и как правило всё сводится к некоторым авторским или видоизменённым методикам, которые являются модифицированными версиями предыдущих авторов. Об этом мы поговорим позже.

Фактор выживаемости

В контексте современности какие неастрологические факторы влияют на продолжительность жизни:

Во-первых — это место проживания натива, которое может меняться в зависимости от времени. Известный факт, что средняя продолжительность жизни на определённой территории разная. Это зависит от политики государства, факторов окружающей среды, социальных факторов и т.д. Например, японец в среднем доживает до 85 лет, представитель же Анголы до 52 лет. А если брать средневекового обывателя, так там до 40 лет дожить уже достижение для представителя среднего класса. Получается какая бы ни была карта рождения — мунданные факторы также имеют значение. Так ли это?

Во-вторых — средняя продолжительность жизни женщины всегда выше чем у мужчины. Это влияние генетических и социальных факторов.

В третьих — у людей с высоким социальным статусом показатель выживаемости выше чем у людей с низким или средним. Это доступ к высококлассной медицине, создание комфортных и безопасных условий для жизни. Кстати, практически все примеры анализа карт рождения у древних на тему продолжительности жизни в основном связаны с людьми высокого социального статуса. Можно ли тогда применять эти же самые методики к обычным обывателям среднего класса?

Древние говорили, что при анализе карты рождения и прогнозе нужно учитывать место проживания, в каком статусе находится человек на данный момент и некоторые различия при половой принадлежности. С другой стороны в некоторых методах древних есть чёткие указания на необходимые условия для смерти — например дирекция анареты к хилегу. Значит ли это, что для человека не имеет значение всё вышесказанное, а в карте рождения гарантированно можно увидеть дугу продолжительности жизни? Попробуем сначала пройтись по тому как эволюционировали различные методы по определению продолжительности жизни.

Жрецы Вавилона

В ранней античности сохранилось мало информации по данной теме. Если брать астрологию древнего Вавилона, то там в основном некоторые общие моменты, основанные изначально на наблюдениях.
Вот один из примеров:
«Место Близнецов: смерть в тюрьме.
Место Весов: хорошие дни; он умрет (в возрасте?) 40 (?) лет (?).
Место Водолея: (в возрасте?) 40 (?) лет (?) …»

Думаю очевидно, что в таком варианте это не будет работать по причине общего, которое не связано с частным. Потому начнём с греческого периода, когда уже сформировалась определённая астрологическая система.

Общие положения

Основные методики определения продолжительности жизни я разделяю на 2 типа:
1. Первый тип — это определение афеты или «хилега». Затем движение его в дирекциях, где при встрече с разрушителем или убийцей возможна смерть. Данный тип описан более подробно у Птолемея, но имеет более раннее происхождение. Это подтверждается Балбиллом и Доротеем, которые двигают афету в дирекциях до аспекта с разрушителем.
2. Второй тип — это определение так называемого пророгатора и алькокодена, по которому определяются годы жизни натива. Восходит скорей всего к определению так называемого управителя натива (oikodespotes), который управляет всей картой рождения. Изначально ему давали большие года планеты, но затем это всё трансформировалось в прибавление и отнимание лет от других планет. Впервые встречается у Серапиона Александрийского, у Доротея, затем у Валента, Порфирия и Павла Александрийского. Более полный вариант у Павла на основе которого в дальнейшем возможно строилась арабская астрология. Более поздняя средневековая астрология больше уделяла внимание первому типу по шаблону Птолемея.
Также присутствуют другие методики, но в основном они выделяются лишь отдельными авторами.

Есть у меня предположение, что изначальная система нахождения предоминатора или «эпикратора» включала только светила и Асцендент. В приоритете ведущее светило секты, затем следующее и Асцендент. Места смотрелись все кроме кадентных. В качестве управителя натива брали управитель терма или планету с большим числом достоинства в градусе предоминатора и аспектом. Также предоминатор становился афетой в дирекциях.

Серапион Александрийский (1 век до н.э. — 1 век н.э.)

В отрывках, что сохранились Серапион предлагает находить управителя натива (oikodespotes), изучив управителя термы Луны. Если данный управитель находится в своём собственном знаке или градусе в аспекте к Луне, тогда он является управителем натива.

Марк Манилий (начало 1 века нашей эры)

В работе Марка Манилия «Astronomika» присутствуют некоторые тезисы по определению продолжительности жизни. Он предлагает изучить положение Луны в зависимости от её знака, а также положения в месте. Например, в 1 месте Луна даёт 77 лет, а в 12 месте 23 года. Также возможно присутствует некоторая поправка в зависимости от восхождения знаков, например знаки долгого восхождения дают больше лет, чем короткого. Чёткого алгоритма и прогностического метода у него нет — потому здесь это также носит некоторый общий характер.

Балбилл (1 век нашей эры)

Сохранились некоторые его фрагменты с примерами. Здесь наверное впервые встречается техника, где используется афета и разрушитель (анарета).

Обзор различных методов определения продолжительности жизни

В первом примере Балбилл берет в качестве афеты Солнце на Асценденте. И далее автор пишет «Балбил говорил, что всего четыре разрушитея — это Солнце, Луна, Сатурн и Марс … И Солнце афета темы, в то время как Марс не может быть разрушителем, потому что Венера восходит после него в пределах 8 градусов и Марс в своей экзальтации…. Если разрушитель встречается с афетой и аспектирован лучом от благодетеля, тогда разрушитель не разрушает». Похожее потом встречается у Птолемея (см. ниже). Затем автор пишет «И он {афета} подходит к разрушительному знаку, тот который восходит перед афетой, т.е. Стрелец. И нахождение здесь Луны (19 Стрелец) делает её разрушителем. На квадрате Солнца (19 Рыбы) к градусу Луны (19 Стрелец) происходит разрушение.»

Обзор различных методов определения продолжительности жизни

Во втором примере автор пишет: «И в то время как светила (Солнце и Луна) не попадают в колышки, он перешёл к эпанафорам {последующим местам}, и он не взял не Асцендент, не Солнце, которое было в эпанафоре от западной точки, но он взял Сатурн в Козероге в качестве афеты. И это думаю, потому что Сатурн больше всех заявляет права на тему и находится в своём доме». Здесь также есть некоторая схожесть с Птолемеем, т.к. брать планету в качестве афеты было предложено им и здесь Сатурн имеет 3 достоинства в градусе Солнца — это дом, терм и соединение, также Сатурн имеет триплицитет в градусе Асцендента. Далее автор пишет «И он говорит, что Марс в Водолее разрушитель и он вычисляет расстояние от Овна до Марса и это и будет продолжительность жизни». Здесь непонятно, т.к. Овен — это знак, а не точка. Некоторые исследователи предполагают, что здесь ошибка и имеется ввиду «Сатурн» вместо «Овен». Далее «Но он говорит, что когда не находится разрушитель навстречу с афетой мы берем времена [от афеты] до его квадрата. Но если кто-то встречается через квадрат или оппозицию, а [разрушитель] созерцает Венеру или Юпитер в пределах 12 и 8 градусов соответственно, тогда необходимо измерить времена до квадрата афеты {с самим собой}». Здесь важно, что благодетели влияют не на афету, а на вредителя.
По словам Криса Бреннона сохранился ещё один манускрипт, где во втором примере Балбилла Луна уже не в Скорпионе, а в начале Девы. Карта построенная на несколько дней раньше более точно отображает градусы планет примера Балбилла. Это допускает также возможность использование квадрантных систем уже в это время для определения продолжительности жизни.

Доротей Сидонский (1 век нашей эры)
Обзор различных методов определения продолжительности жизни

К сожалению, труд Доротея «Carmen» сохранился только в арабском переводе, который до этого переводился на персидский с греческого оригинала, потому там много вставок уже из раннего средневековья. Метод у него описан в книге 3 главы 1,2. Попробуем хотя бы частично восстановить его метод, основываясь на Гефестионе Фиванском, у которого был доступ к греческому Доротею.
При дневном рождении:
Смотрим превосходные места от Гороскопа — это 1,10,11 места. Сначала изучаем Солнце, если оно находится в данных местах, тогда берём управителя терма Солнца, который будет управителем натива (позднее алькокоден). Управитель терма Солнца обязательно должен аспектировать свои термы, если аспекта нет — тогда смотрим в порядке последовательности управителя знака, экзальтации и триплицитета. А арабском варианте также учитывается управитель декана или фаса, но в греческом варианте однозначно он не учитывался. Если же Солнце не находится в данных местах (1,10,11), тогда смотрим Луну по похожему алгоритму. Если Луна не подходит, тогда смотрим управителя Жребия Фортуны. Если не подходит, тогда управителя пренатальной сизигии и далее управителя Асцендента. Управитель Асцендента (или возможно управитель терма Асцендента в приоритете, если следовать логике) вероятно будет в конечном итоге управителем натива, если все предыдущие планеты не подходят.
При ночном рождении. Изучаем сначала Луну в местах 1,10,11. Затем Солнце, особенно если оно в Гороскопе ниже горизонта (в арабском варианте написано Солнце выше горизонта в Гороскопе). Далее Гефестион со ссылкой на Доротея пишет, что мы должны изучить другие планеты в превосходных местах и отдать приоритет той, которая не поражена вредителями.
После двигаем управителя натива по косым восхождениям знака, хотя в арабском варианте двигается Асцендент. В арабском варианте Доротея также рассматривается Солнце в 7,8 местах, если в мужском знаке. Также учитываются 4 и 5 места. Отдельно ещё в качестве кандидатов на управителя натива предлагаются восточные Юпитер, Сатурн или Марс — особенно в фазе гелиакического восхода, в период 7 дней до и после рождения. И также управитель терма предшествующих новолуния, полнолуния и двух квадратов Луны. Кандидат на управителя, если он находится в лучах Солнца также не рассматривается.

Вывод: однозначно используются 1,10,11 места для нахождения управителя натива. Приоритет отдаётся управителю терма, далее в порядке убывания — дом, экзальтация и триплицитет. Падающие места — 3,6,9,12 исключаются. Управитель натива является некоторым индикатором, который не совсем понятно как используется в продолжительности жизни, здесь нет конкретики. К тому же Доротей двигает афету в дирекции для определения кризисных периодов. В качестве так называемых предоминаторов используются светила в приоритете в зависимости от секты, Жребий Фортуны, пренатальная сизигия и Асцендент — причём в превосходных местах смотрятся управители жребия Фортуны, сизигии скорее как кандидаты на управителя натива. Возможно данный управитель также должен быть в аспекте к своей точке (жребию и сизигии), но то моё предположение. В прогностике используются косые восхождения знаков, т.е. не истинные примарные дирекции. На примерах двигается Асцендент по восхождениям знаков, плюс использование солнечных обращений, но соляр не классический, а возможно по Валенту (книга 5 глава 3).
Ну и наконец правило Доротея 15 градусов от Асцендента, где планета является находящейся в колышке Асцендента, даже если во втором знаке от Асцендента, следующие 15 градусов не так эффективны и далее неэффективны. Далее у Валента берется со ссылкой на Ориона уже треть расстояния от колышка до колышка для эффективных градусов и оставшаяся часть неэффективная. А Валент уже это трансформирует в систему Порфирия для рассмотрения вопросов продолжительности жизин — в первой трети от колышка эффективна, в следующей трети среднеэффективна и в оставшейся неэффективна.

Манефон или псевдо Манефон (2 век)
Манефон

Здесь мало информации, но тоже заслуживает внимания. Для дневного рождения смотрим сначала Солнце, особенно если оно в колышке. Потом Луну. Для ночного наоборот. Исключаем также падающие места и нижнюю полусферу. Если оба светила кадентные, тогда смотрим управителя натива. К сожалению у Манефона не описывается как найти данного управителя, но логически это может быть либо управитель Асцендента как обычно брали некоторые древние либо планета, имеющая больше всего достоинств в градусах предполагаемых афет. Если же управитель натива кадентный (про нижнюю полусферу он ничего не говорит — но возможно подразумевает также), тогда берем Асцендент. Дальше просто двигаем найденную планету по косым восхождениям знаков до луча с Марсом, Сатурном или Солнцем для Луны. Это схоже с Птолемеем.

Веттий Валент (2 век)
Валент Антология

У Валента более комплексный подход к данной теме. В своей Антологии он описывает множество способов, которые скорей всего имеют происхождение из разных источников. В основном всё это описано в его третьей книге. Принцип нахождения так называемого предоминатора, афеты и управителя терм {диспозитора}.

Вот некоторые конфигурации из Валента: Солнце в Асценденте и Луна в 12 месте — Солнце предоминатор (epikratesis), Солнце в 11 и Луна в МС — Солнце, Солнце в Десценденте и Луна в знаке следующим за Десцендентом — Солнце, Луна в Десценденте и Солнце в следующем знаке — Солнце, Солнце предшествует МС и Луна в Асценденте — Луна, Солнце предшествует МС и Луна в следующем за Асцендентом — Луна, Солнце предшествует МС и Луна в МС — Луна, Солнце предшествует МС и Луна в следующем за МС — Луна, Луна предшествует МС и Солнце в IC — Солнце, Луна предшествует МС и Солнце следует за IC — Солнце, Солнце предшествует верхнему колышку и Луна следует за IC — Луна, Солнце предшествует верхнему колышку и Луна в IC — Луна, оба светила предшествуют МС — Асцендент. Луна в следующем за МС, а Солнце в [9 месте] Бога — светило, которое первым пускает луч на градус Асцендента будет предоминатором {«тот, кто первый из светил перенесёт свой луч на градус Гороскопа, тот и достигнет преобладания» — пер.Коваленко}. Заметьте, здесь противоречие (выделил жирным шрифтом). Валент в одном случае указывает, что Солнце предшествует МС, в другом случае Солнце в месте Бога — возможно здесь разные системы используются или ошибка переводчика. Если допустить, что светила по любому аспектируют Асцендент и одно из них должно давать луч, то тогда возможно имеются ввиду 11 и 9 знаки — и то светило, которое ближе по градусу к градусу Асцендента будет предоминатором или просто кто быстрее сделает аспект к градусу. Далее, если Солнце и Луна предшествуют Асценденту в 12 месте — МС предоминатор. Затем управителем становится управитель терма предоминатора.

Похожим образом Порфирий считает управителя ойкодеспота, там у него в большем приоритете восточная полусфера, угловые и последующие места и нет приоритета у кадентных мест.

Далее для ночного рождения Валент указывает, что если оба светила предшествуют IC — тогда MC предоминатор. Если Солнце следует за IC, а Луна предшествует МС — светило , которое первым пускает луч на градус Асцендента будет предоминатором. Солнце и Луна в Десценденте — терм [предшествующего] новолуния будет предоминатором, а его управитель термов управителем. Похожим образом, если оба светила в Асценденте, МС или IC — терм новолуния.

Ну и наконец если оба светила в терме одной планеты, то тогда эта планета в любом случае будет управителем натива.

Важный момент — если управитель терма не аспектирует предоминатор и не в колышках или эффективных градусах, тогда у натива нет управителя. Здесь понятие «эффективные градусы» скорей всего подразумевает систему домов Порфирия. Есть у меня предположение, что во 2 веке использовалось 2 системы — знак=дом и Порфирий (ссылка на Ориона у Валента) для разных целей, а также ещё отдельно система Асклепия или равнодомная от Асцендента некоторыми авторами. Это например подтверждается мичиганским папирусом, где автор говорит о важности рассмотрения планет не только в контексте знаков, но и градусов. Вот отрывок из данного папируса: «Существует 7 значимых знаков — это гороскоп, четвёртый от него, пятый, седьмой, девятый, десятый и одиннадцатый. Поэтому пусть звёзды, которые формируют генитуру, управляющие домами в значимых знаках, так пусть их найдут, ибо это лучшее. И пусть дневные звёзды будут в дневных колышках не только c позиции знаков, но и с позиции градусов, и пусть они двигаются к колышкам, и пусть ночные звёзды уходят [от колышек]. Но в ночных генитурах пусть ночные звёзды будут в ночных колышках с позиции знаков и градусов«. Потому вполне возможно, что Валент использует данные системы для определённых целей.

Ещё исключения: Также управителя нет, если он в Десценденте. А если управитель термов светила обменивается термами с управителем Солнца или Луны (видимо как возможного предоминатора), тогда нет предоминатора.

У Валента два разных термина используется — это афета (aphetes) и предоминатор (epikratesis). Они используются в разных контекстах. Предоминатор для вычисления управителя натива, а афета для некоторой точки, которая в дирекции будет использоваться. По сути предоминатор становится афетой, если он начинает использоваться в дирекции.

Далее в 3 книге Валент описывает жизненно важную область (афезис) и афеты. Солнце в падении не может быть афетой, кроме его нахождения в градусе Асцендента. Аналогично с Луной. Также Луна в лучах Солнца не может быть афетой, кроме случая её нахождения в градусе Асцендента. Если же Луна в термах Асценденте и в течение дня проходит фазу полной Луны {«полная Луна в экзакте с Гороскопом» — Коваленко}, но уже вне термов Асцендента — тогда продолжительность жизни характеризуется расстоянием от Луны до её градуса полнолуния (Луна и афета и анарета) {«в течение дня до разрыва её уз» — пер. Коваленко}.

Вредитель, аспектирующий градус или в оппозиции к восходящему знаку указывает на смерть, но если благодетель аспектирует — тогда просто травма или страдания. Далее афету просто двигаем по косым восхождениям до квадрата с собой — это будет максимальная продолжительность жизни (хотя Валент приводит пример когда натив переживал эти 90 градусов, это очевидно если знаки короткого восхождения). На пути движения могут быть аспекты вредителей, которые обрывают жизнь, если благодетели не аспектируют.

Максимальная продолжительность жизни определяется либо годами управителя либо квадратом афеты (если Солнце или Луна) или расстоянием от колышка афеты (афета Асцендент или МС) к следующему колышку (астрономическому).

Начисляются года следующим образом:
Если Солнце или Луна в афетическом месте {вероятно в колышке или следующим за ним} , тогда высчитывается дуга светила до своего квадрата — это и будет продолжительностью жизни. Особенно это будет точно, если управитель в своём терме или хорошо расположен или в аспекте к афете и если на этой дуге нет аспекта вредителя анареты. Если управитель не аспектирует пророгатор, но хорошо расположен (в Асценденте или МС и восходит), тогда полные года планеты управителя начисляются. Если же управитель не в афетическом месте, тогда вычитается дуга от управителя до колышка (см ниже) и остаток будет давать продолжительность жизни. Также если предоминатор хорошо расположен, тогда используются года афеты и управителя. Если управитель найден, тогда приоритет отдаётся его годам, если они меньше лет дуги афеты (дуги до квадрата). Если года афеты меньше чем года управителя, тогда используются года афеты и у натива нет управителя.

Также Валент пишет, что некоторые астрологи используют расстояние от управителя до Асцендента или Десцендента в качестве дуги продолжительности жизни. Если же управитель находится на расстоянии 5 или 6 знаков от данных колышек, то тогда они вычитают [определённую] сумму, например дугу от колышка до колышка {«Я же утверждаю, что вначале следует определить часовую дугу для градуса диспозитора по отношению ко всем четырём углам, а потом вычитать это из полного числа лет изначально закреплённого за диспозитором» — пер. Коваленко}. Если же управитель в эффективном месте (пример в 10 или 11), тогда используются полные года управителя без вычитаний. Ну и наконец в некоторых случаях Валент использует расстояние от МС до Асцендента или от Асцендента до IC в качестве дуги продолжительности жизни — это если МС или Асцендент афета.

В общем всё довольно запутано ибо у Валента хардкорная астрология, не для слабонервных. Потому лучше на примере Валента разобрать.
Асцендент Стрелец 18 градус, МС Весы 4 и управитель Меркурий в 13 Скорпиона. Расстояние от Меркурия до Асцендента равно 35 градусам, что равно 2 и 1/3 часов. 76 лет — полные года Меркурия. 76/12 (часов) = 6,333 — это 6 лет 4 месяца для одного часа. Т.к. у нас 2 года — значит имеем 12 лет 8 месяцев и для 1/3 года 2 года 1 месяц 10 дней. В итоге получаем 14 лет 9 месяцев 10 дней. Отнимаем это число от 76 и получаем продолжительность жизни 61 год 2 месяца 20 дней. Теперь установив это пусть Луна будет афетой в 8 градусе Весов. Далее Валент двигает Луну по косым восхождениям до градуса Асцендента и получает в итоге 83 года 5 месяцев 18 дней. Т.к. число лет афеты больше чем число лет управителя, то продолжительность жизни будет равна годам управителя. Принцип здесь такой, что берутся наименьшие года либо афеты либо управителя. Например, если года афеты меньше чем года управителя и разрушительный луч вредителя происходит в 53 года, тогда продолжительность жизни будет 53 года. Или если управитель расположен в колышке и восходит или в эффективных градусах, тогда берутся полные года управителя — в этом случае даже аспекты вредителей не обрывают жизнь. Если же управителя нет, тогда важно уделить внимание аспектам звезд-анарет.

Звезды-анареты — это Марс, Сатурн, Солнце {сожжение пер. Коваленко} и Луна («исчезает из видимости» {Коваленко} или «идёт к фазе гелиакального восхода» {Райли}). Анаретические места — это термы афет и термы вредителей. Аспект учитывается в орбисе 3 градуса (колесис) до и после градуса, т.е. область 7 градусов (это получается 3,5 градусов в обе стороны если более точно).

Ещё один пример: «Асцендент 12 Овна. Тогда область от 9 до 15 Овна будет разрушительная в данных градусах. И не только в этом знаке, но и в квадратах. Например, Сатурн в 15 Тельца или Марс в 15 Близнецов. Тогда попадание афезиса в порядке хронократоров в 12,13 Тельца или 12, 13 Близнецов будет разрушительно. Если же разрушительные звёзды в колышке или следуют за колышком, тогда они более активны — иначе слабы».

Другой пример интересен тем, что определяет так называемые эффективные градусы с позиции аспекта планеты к восходящему градусу. Здесь Сатурн находится в 9 знаке от Асцендента и уходит от МС (жаль не приводится градус МС). Если Сатурн аспектирует область за восходящим знаком (например, Сатурн в 13 Стрельца, а Асцендент в 12 Овна — аспект Сатурна в 13 Овна), тогда данный вредитель разрушительный. Если же Сатурн аспектирует область перед Асцендентом (например, Сатурн в 6 Стрельца), тогда он слаб в разрушении. По аналогии с благодетелями.

Ещё в третьей книге описывается множество других техник, но я не буду уже останавливаться на них.

Вывод: у Валента присутствует неплохая система для работы с управителем термов и афетическими точками. Рекомендую поэкспериментировать.

Аноним — Мичиганский папирус 2 век
Папирус

В данном папирусе автор ссылается на Асклепия в вопросах продолжительности жизни. Он просто предлагает использовать для этих вопросов Асцендент, а также заходящий знак для «гороскопа смерти». Также 8 место считается местом смерти, но в мичиганском парирусе судя по всему при ссылке на Асклепия приводится система oktropos, т.е. 8 мест. Это подтверждается высказыванием «Теперь, согласно Асклепию, предмет вопроса выстраивается следующим образом; из гороскопа вопросы продолжительности жизни следует искать; из второго в движении вверх – средства к существованию; из третьего — братьев; из четвёртого — родителей; из пятого — детей; из шестого – телесного повреждения или страдания; из седьмого — жены; из восьмого – судьбы и смерти, то, что ставит границы для всех, в согласии с хозяевами этих мест». А выше у него уже система 12 мест со следующими значениями: «Центрами называют гороскоп, зенит, запад, надир. Второй от гороскопа — Надежда; третий – Друзья и Богиня; четвёртый – Фундамент, Основа, Средства; пятый — Удача; шестой — Даймон (Daemonie); седьмой – Знак Смерти; восьмой — Пассивный (Inactive); Девятый – Отступничество и Область Чужой Страны; десятый — Достижения; одиннадцатый – Благой Даймон (Good Daemon); [двенадцатый – Злой Даймон (Evil Daemon)]».

Клавдий Птолемей (2 век)
Птолемей

Классика жанра. В основе метода Птолемея техника определения продолжительности жизни, которая потом эволюционировала в средние века. Здесь Птолемей вводит так называемую «равнодомную» систему от Асцендента для определения пророгационных мест со знаменитым правилом 5 градусов от Асцендента. У Валента также встречается данная система со ссылкой на Асклепия, но без правила 5 градусов и использования её для техник продолжительности жизни. Возможно Птолемей также использовал работы Асклепия, что подтверждает ссылка на Асклепия в мичиганском папирусе с описанием названий мест. Но изначально это похоже на систему oktropos, т.е. 8 мест, которые потом синтезировались в систему 12 мест. Валент же напротив использует систему домов Порфирия для определения так называемых эффективных градусов. Есть также ещё одна версия, что Птолемей не имел ввиду градусы эклиптики в своей «равнодомной» системе, но там уже получается тогда более сложная система.

Определение афеты по Птолемею: Всего 5 пророгационных мест — это 10,1,11,7,9 места, с интервала от -5 от градуса Асцендента до 25 градусов после и с проекцией на остальные места. Интересно, что здесь впервые упоминается 9 место, т.к. оно кадентное и у других ранних авторов не упоминалось (кроме исключения у Валента).
Дневное рождение: смотрим Солнце, если оно в данных местах. Если нет, то тогда смотрим Луну. Если Луна не подходит, тогда изучаем градусы Солнца, пренатального новолуния и Асцендента. Здесь смотрим 5 достоинств: дом, экзальтацию, триплицитет, терм и аспект. Если в одной из точек планета имеет 3 и более достоинств, тогда берем эту планету-управитель. Если такой планеты нету берём Асцендент.
Ночное рождение: смотрим Луну, затем Солнце. Затем планету, которая имеет не менее трёх достоинств в градусе Луны, пренатального полнолуния и Жребия Фортуны. Если такой планеты нету, тогда берём Асцендент, если пренатальная сизигия с соединением светил или Жребий Фортуны, если в оппозиции.
Исключения: если оба светила или планета-управитель (см.выше) находятся в местах афеты, тогда берём светило, которое в более приоритетном месте пророгации (это в порядке убывания 10,1,11,7,9). Мы также должны предпочесть планету-управителя светилам, если она находится в более приоритетном месте чем светила и имеет отношение господства к обоим сектам (вероятно не менее 3 достоинств в точках обоих сект).

Прогностика: Здесь Птолемей предлагает 2 способа.

Первый способ: Если афета между Асцендентом и МС, тогда используем дирекции Птолемея в направлении знаков (т.е. афета как сигнификатор и движение небесной сферы в дирекции по отношению к ней). Соединение, квадратура, оппозиция, иногда секстиль (в определённых знаках) и трин (в знаках короткого восхождения) Марса и Сатурна уничтожают афету. Если афета Луна, тогда Солнце также уничтожает. Но уничтожают не всегда, а если в терме благодетеля и благодетель пускает луч на градус или на область, которая следует за градусом (для Юпитера не более чем на 12 градусов, для Венеры не более чем на 8 градусов). (В варианте Балбилла по мнению Мартина Ганстена Юпитер и Венера должны влиять на вредителя, а не на градус афеты (см. выше)). Также не разрушает, если афета соединяется с планетой, но широты у них разные. Ещё необходимо учитывать силу обеих планет, например, если планета в лучах Солнца, то у неё не будет сил разрушать.

Второй способ: Хоримея. Если афета уходит от МС, тогда находим дугу от афеты до десцендента (6-HD(афеты))*HT(афеты). Затем смотрим какие аспекты делают планеты на пути афеты и прибавляем или отнимаем года к исходной дуге. Если вредители — отнимаем, благодетели — прибавляем. Меркурий в зависимости от его природы в карте либо отнимает либо прибавляет. Светила возможно не учитываются, т.к. Птолемей их не указывает. Также если одна и та же планета аспектирует например два раза — здесь возможно также не дублируется. В аспектной части как раз может быть несколько алгоритмов для вычисления годов планет — использовать ли HT планет, аспектов, вариант Плацидуса, что даёт некоторый субъективизм из разряда как у кого работает и на каких данных. У Валента также возможно есть некоторая отсылка к данному методу, но к сожалению в одном из примеров у него используется высчитывание числа лет по направлению знаков к углу.

Хоримея не является обязательным методом, если афета в зоне от МС до Десцендента, т.к. Птолемей пишет, что «Мы должны использовать не только метод, который связан с направлением знаков». Т.е. Птолемей вероятно допускает использование дирекций как в первом способе, если афета в квадранте от МC до Десцендента. Это кстати подтверждается Панхариусом в Апотелесматике Гефестиона (книга 2 глава 11) и возможно Балбиллом с примером Сатурна как афеты. Здесь опять же проблема, если учесть правило пяти градусов, где 5 градусов ниже Десцендента и туда попадает афета, тогда хоримея неприменима.

Ну и наконец в книге 4 в главе 10 Птолемей пишет, что дирекция Асцендента используется для вопросов, связанных с телом. Вот ещё хочу выделить интересный отрывок из книги 4 главы 10 в переводе С.Н.Коваленко:
«И что безусловно применимо к тому целому производится и частное (для нашего логического вывода), примечая длительность времени ту что начисляется к стартующим местам (афесис), и каковая соответствует полному владыке времени (владыка года по профекции) при совместном его разделении с термами (владыка терм по первичной кинематике), поскольку через их совместное владычество домами для каждой звезды по отдельности, и для того рождения, и для тех мест, чьи начальства выпадают и берутся нами в качестве владык домов».
Здесь интересно, что учитываются в качестве хронократора владыка терма, также учёт помощников (аспект или соединение) и владыки года (профекции). Налицо комплексный подход уже у Птолемея к данной теме.

Перед тем как перейти к следующим методам я предлагаю остановиться ещё на критике Панхариоса (ранний 3 век) метода Птолемея из книги Гефестиона Фиванского.

Панхариос (3 век) в интерпретации Гефестиона (5 век) — разбор метода Птолемея
Гефестион Фиванский

Панхариос был не согласен с системой равных домов, которые используются в методе Птолемея, потому предлагал пророгационные места рассматривать в квадрантной системе Порфирия. Кстати в дальнейшем Алькабитус применял логику Птолемея для своей системы домов, а Плацидус и возможно Эзра для системы домов Плацидуса. Это скорее как следствие описанных Птолемеем методик, но не означает что Птолемей так считал.
Как вариант, например, в «равнодомной» системе Птолемея афета может попасть в 10 место, но если градус МС дальше, то по сути будут неэффективные градусы (9 место в Порфирии), что меняет приоритет мест (в системе Птолемея 10 место самое приоритетное, а 9 место наименее приоритетное). Далее автор поднимает вопрос о том, почему Птолемей не использовал градус пренатальной сизигии, а выделял предыдущее соединение или оппозицию в зависимости от секты. Подробнее о разборе метода Птолемея смотрите у Гефестиона «Апотелесматика» книга 2 глава 11. Все эти факторы повлияли на дальнейшую эволюцию данной системы.

Ну и интересная фраза Гефестиона: «И после того как жизнь подошла к концу — это легко найти противоречивые расположения, хотя это трудно, если натив живой, особенно, если кто-то не отражает ингрессии оставшихся планет в соответствии с их движением в годах. И Манефон говорит похожие вещи касаемо продолжительности жизни». Здесь Гефестион явно не удовлетворён текущим положением дел и думает о комплексном подходе к анализу темы продолжительности жизни.

Порфирий (3 век)

У Порфирия приводится алгоритм определения управителя натива (oikodespotes), но здесь он не описывается в контексте планеты, имеющей отношение к продолжительности жизни, а скорее в классическом варианте как управляющая всеми делами натива. Также вводится дополнительная планета — kurios, также влияющая на жизненный путь натива, но в дальнейшем она была успешна забыта.

Павел Александрийский (4 век)

Павел Александрийский

Метод Павла, описанный им наиболее вероятно послужил также основой для арабских астрологов для определения алькокодена. Павел предлагает найти так называемого управителя натива или oikodespotes. При этом он ссылается на египтян, которые использовали данный метод.

Определение управителя натива по Павлу:
Дневное рождение: Солнце в эффективных местах. По Павлу для дневного рождения — это 1,10,11, а также в дополнении 7, 8 если в мужских знаках. Павел здесь скорей всего использует систему дом=знак. Это также подтверждается в его главе про вычисление градуса МС, где он говорит, что МС не обязательно попадает в 10 знак. Но это также возможно при равнодомной от Асцендента системе. Использование квадрантной системы также это не исключает, т.к. на то время такой проблеиы просто не существовало и античные авторы могли просто переключаться с одной системы на другую в зависимости от целей.
Ночное рождение: Луна в эффективных местах. Для ночного рождения — это все углы (1,4,7,10) и последующие места (2,5,8,11).
Далее, если одно из светил попадает в данные места смотрим управителей терма, дома, экзальтации и триплицитета. Если какая-то планета имеет несколько достоинств в градусе, угловая, восточная и аспектирует светило, то отдаём предпочтение ей.
Если светила не попадают в данные места, то смотрим сизигию. Если сизигия попадает в одно из эффективных мест, то по аналогии изучаем градус и находим планету. Если не попадает, то смотрим градус Жребия Фортуны или Жребия Духа по аналогии. Затем управитель Асцендента.

Далее интересно, впервые Павел явно применяет методику прибавления и отнимания лет (у Валента были некоторые также попытки). Изначально он присваивает найденной планете большие года. Затем смотрит аспекты к ней (в пределах знака). Благодетели прибавляют свои малые года, вредители прибавляют если находятся в достоинствах и отнимают в противоположном случае. Если же благодетели кадентные или в лучах Солнца или ретроградные и в напряжённом аспекте к управителю, тогда они будут слабы в прибавлении или отнимании лет. Также если управитель натива кадентный и в лучах Солнца, тогда он начисляет малые года.

Ещё Павел пишет, что некоторые древние брали светила в качестве управителя натива, если светила в достоинствах и хорошо расположены. Тогда начисляли большие года для Солнца 120, для Луны 108. Это вероятно стало основой для арабской системы, где Солнце и Луна в обители или экзальтации становятся «хилегом» и «алькокоденом» одновременно.

В главе про кризисы Павел использует дирекции по косым восхождениям знаков. Например, он двигает Солнце к Марсу и указывает, что при их соединении будет кризис.

Данный метод Павла схож с Доротеем и некоторые моменты с Валентом. Здесь также в приоритете места 1,10,11. Указание на мужские знаки для 7,8 знаков для Солнца. И использование 4,5 мест для ночного рождения. Отличие в том, что 2 место также используется как эффективное, но работа Доротея в оригинале не сохранилась — возможно там тоже имелись ввиду все угловые и последующие места.

Фирмик Матерн (4 век)

Обзор различных методов определения продолжительности жизни

У Фирмика для определения управителя натива используется не совсем стандартный метод. Он предлагает использовать управитель знака, который следует за Луной (кроме Рака и Льва, в этом случае берёт Меркурий). Хотя и указывает, что некоторые древние брали только управителя терма.

Также в книге 2 главе XXV Фирмик присваивает года планет управителю натива.
Алгоритм у него следующий: Если управитель натива в хорошем месте, знаке и в достоинствах, особенно если Юпитер днём или Венера ночью аспектируют его хорошим аспектом, тогда он даёт большие года.

Давайте теперь подытожим всё что выше было написано:

Оба типа нахождения сигнификатора продолжительности жизни безусловно имеют довольно ранее происхождение. Здесь выделяю три подхода:

1. Подход Птолемея. В этом методе нет так называемого управителя натива или «алькокодена» позднее с прибавлением и отниманием лет. Смысл здесь в дирекции афеты и аспекта к разрушителю. Также используется метод хоримеи, который в других источниках не упоминается (возможно есть какие-то упоминания у Валента и Ретория). Истоки (аспект вредителя к афете) скорей всего более ранние — это подтверждается сохранившимися отрывками от Балбилла, которые схожи с методом Птолемея. Правило пяти градусов также нигде не встречается ранее — есть лишь отрывок от Серапиона Александрийского, который пишет, что если вредитель ушёл недалеко от угла, то он будет действовать сильно. Птолемей возможно пытался это систематизировать уже в числовом формате.

Если система домов Птолемея равнодомная от Асцендента берет истоки от Асклепия, то наиболее вероятно изначально система 8 домов, которая также описывается Фирмиком. У Валента данная система также упоминается, но не в контексте анализа продолжительности жизни. Почему Птолемей решил её применить для данной темы, видоизменил ли он её или описывал другую систему? Ну и наконец ограничение поиска пророгационных мест верхней полусферой и областью ниже Асцендента (верхняя полусфера также и у Манефона). В других источниках в основном используются угловые и последующие места, но у Доротея не всё так ясно — одно точно можно сказать, что используются 1,10,11 места.

В дальнейшем метод Птолемея перекочевал уже в квадрантные системы (см. Порфирия и комментарий Панхариоса у Гефестиона) и стал основой в средневековой астрологии.

Обзор различных методов определения продолжительности жизни

2. Подход Доротея и Павла. Здесь уже важное значение имеет нахождение управителя натива, который является ответственным за продолжительность жизни с присваиванием годов планет. У Доротея это не так явно, у Валента уже есть некоторые предпосылки к этому, а у Павла уже более явно. Несмотря на это все эти авторы также применяют первый метод в дирекциях.
В качестве системы домов наиболее вероятно используется система знак=дом, но у Валента также система Порфирия указана для определения так называемых эффективных градусов в определении продолжительности жизни. Древние вполне могли переключаться между разными системами и не рассматривали всё это в контексте «системы домов».

Обзор различных методов определения продолжительности жизни

Не забываем также, что у Павла Солнце и Луна могут также быть управителями натива и давать большие годы, если они в сильном положении.

3. Подход Валента. Всё это описано в его третьей книге. некоторый комплексный подход. Определяем управителя терм предоминатора, затем используем афезис и афеты. Высчитываем года жизни исходя из годов управителя или других факторов и двигаем афеты в косых восхождениях до аспекта с анаретическим местом (вредитель, терм вредителя и другое). Также в 3 книге множество других техник.

Общее у всего этого также то, что большинство авторов указывают Асцендент как сигнификатор, связанный с вопросами тела. В качестве управителя натива в основном используется управитель термов предоминатора. И также все, кроме Птолемея предлагают двигать точки по приблизительным косым восхождениям. Истинные примарные дирекции стали использоваться только в арабский период.

Арабский и средневековый период

В данный период все методики по определению «хилега и алькокодена» следуют из предыдущих. В основном это некоторый синтез из техник Птолемея, Доротея, Валента и Павла. Например, Птолемей и Доротей послужили основой для нахождения так называемого «хилега» и базис для нахождения «алькокодена» и так называемого управителя гороскопа (Павел, Доротей) и Almuten Figuris (Порфирий). Примерно в 3 веке нашей эры работы Птолемея, Доротея и Валента (или часть его работ) были переведены на персидский язык в Сасанидской империи. Затем уже в 7 веке начался арабский период. Происходила трансмиссия некоторых персидских переводов, работ и греческих материалов на арабский, плюс влияние индийской астрологии («девятые части», таблицы, «стоянки Луны» и т.п.). Таким образом тема определения дуги жизни продолжила свою эволюцию. Проблема здесь в том, что данная трансмиссия могла также исказить некоторую суть первоисточников. Большинство арабских техник брались из латинских переводов, потому искажение могло также касаться и арабских методик.

Аль-Андарзагар (7-8 века)

Наиболее раннее упоминание в данный период, но в основном материал идёт из латинских источников. Много схожести с ранними авторами — Доротеем, Птолемеем, Павлом и Валентом. Управитель «алькокоден» определяется исходя из планеты, которая имеет больше всего достоинств в градусе предоминатора (в приоритете терм и дом, затем экзальтация и триплицитет) с аспектом к предоминатору. Также Солнце и Луна могут быть предоминатором и управителем одновременно, если в экзальтации. Понятие афеты и предоминатора, которые выделялись отдельно например у Валента здесь уже синтезировались — по сути предоминатор также используется в дирекции как афета. Также автор двигает Луну при любом раскладе как ествественный сигнификатор тела. Годы управителя у него определяются похожим способом как у Валента (отнимание лет от короткой дуги или просто короткая дуга — здесь непонятно), и непонятно также делает ли он это при любом раскладе или если управитель расположен плохо.

Если обратиться к арабскому переводу Сахля с отсылкой на Аль-Андарзагара. Тогда алгоритм примерно такой:
Солнце во Льве или Овне или Луна в Тельце или Раке предоминаторы и управители одновременно. Если нет, то определение по некоторым другим правилам. Дальше дирекция предоминатора (предоминатор здесь также афета) до аспекта с вредителем или его терма. Вредитель не убивает, если сожжён и кадентный или над областью выше градуса Асцендента, когда предоминатор присоединяется с ним (отсылка к Валенту по неэффективным градусам?). Также Луну по любому двигаем как естественный сигнификатор и если Луна предоминатор и соединяется с Асцендентом или с Солнцем, которые плохо расположены в карте рождения — тогда убивает. Если Асцендент предоминатор соединяется с Луной, которая плохо расположена — также убивает. Также соединение Асцендента с градусом предыдущего новолуния, полнолуния и Узлами.

Вывод: Мало информации по данному автору. По моему мнению из тех источников что есть — некая смесь эллинистических техник.

Наиболее ранние детальные источники по алькокодену с прибавлением и отниманием лет относятся к Наубахту, Маша’аллаху и Умару аль Табари. Рассмотрим их далее. Наубахта можете посмотреть здесь.

Маша’аллах (8 век)

Машаллах

Здесь я также сравниваю перевод с латинского с переводом с арабского у Сахля и отдаю предпочтение последнему, если есть расхождения.

Ищем предоминатора: светило времени, второе светило, управитель пренатальной сизигии, управитель жребия Фортуны и Асцендент в таком приоритете. Здесь интересно, что автор использует управителей сизигии и жребия Фортуны в качестве предоминатора, что необычно. У Доротея (по Гефестиону), например, управитель сизигии и Жребия Фортуны смотрелись в эффективных местах для определения управителя натива.
Места все кроме кадентных. Также учёт квадранта женский/мужской и знака. Например, если женская планета в женском знаке и квадранте, то не подходит. С системой домов не совсем понятно, но вероятно дом=знак, т.к. пишет про попадание планеты в 7 знак и т.п., но есть также отсылка к правилу 5 градусов Птолемея — «предоминатор считается в Асценденте, если он в пределах 5 градусов выше Асцендента». Нововведением здесь также является то, что управитель декана или фаса также учитывается (это подтверждается и из арабского перевода Сахля отрывка Маша’аллаха).
Алькокоден (лат) или «kadukhudhah” определяется следующим образом: планета с большим числом достоинств в градусе предоминатора (в приоритете терм, дом, экзальтация, триплицитет и фас).

Года алькокодена. Анализируется общее состояние — хорошо если алькокоден в доме, экзальтации, триплицитете, терме или фасе, восточный, директный и аспект к Солнцу (дневное рождение) или Луне (ночное рождение). Более предпочтительно если он своей секты (дневная планета днём и ночная ночью) и особенно если благодетель. Если он в Асценденте или МС, в 11, в 7 с достоинствами что выше — даёт большие года. Если также под землёй, восточный???, в одном из достоинств — также большие года (при ночном рождении в 4 или 5). Если в 11 месте и дневная планета в одном из достоинств, восточная — также большие года.
Во 2 или 8 месте — средние года. В 11 или 5 и не в достоинствах, не восточная — средние года. В лучах Солнца в колышке — средние года. Перегрин и в западной фазе {здесь скорей всего имеется ввиду выход из лучей Солнца западной планеты (Меркурий или Венера)} — средние года. В колышках, в восточной фазе {высшие планеты в фазе гелиакального восхода} (не ретроградная и не сожжена) — средние года. В лучах Солнца ретроградная в колышке — малые года. Если перегрин, в западной фазе и ретроградная — малые года. В 11 или 5 ретроградная — малые года, а если в лучах Солнца — месяцы, а если ещё и в падении — тогда дни и часы. Если во 2 или 8 ретроградная в лучах Солнца — месяцы. В 9, в одном из достоинств, восточная — средние года, если же не имеет достоинств и в восточной фазе — малые года. В других местах, уходящих от колышек — малые года, а если в лучах Солнца, ретроградная — месяцы. В третьем месте <пропущено> в своём доме или месте достоинств — средние года или малые — если нет достоинств, не в восточной фазе, если же ещё ретроградная тогда месяцы, а ещё в лучах Солнца — дни и в падении — часы.

Далее уже идёт прибавление и отнимание лет к алькокодену:
Смотрим аспект других планет к алькокодену. Если благодетель или вредитель аспектирует трином или секстилём из колышка или следующего за колышком — тогда прибавляем малые года. Хорошо, если благодетель восточный. Также если он аспектирует из своего дома, экзальтации или триплицитета.
Вредитель в соединении, квадрате или оппозиции отнимает года. Хуже всего если вредитель не в секте и без достоинств. Если вредитель восточный, директный и имеет достоинство, и его положение хорошее и он делает аспект через трин или секстиль — тогда он добавляет года, особенно если его достоинство в дружбе с достоинством алькокодена {здесь не совсем понятно}. И возможно если вредитель в хорошем положении, тогда он отнимает не года, а месяцы, дни и часы.
Благодетель в квадрате или оппозиции или соединении не отнимают года, но даже добавляют малые года — если они не ретроградны или сожжены. Но если благодетель ретрограден или сожжён, тогда он добавляет меньшие месяцы эквивалентные годам.
Вредитель в квадрате или оппозиции или соединении отнимает малые года независимо от того принимает он алькокоден или нет. Если же вредитель делает трин или секстиль и далеко по долготе и широте — отнимает не года, а месяцы и дни.
Если Голова {Северный Узел} в соединении с благодетелем — прибавляет 1/4 лет алькокодена. Если алькокоден благодетель с Хвостом {Южный Узел} за орбом 12 градусов и расходится — ничего не отнимает. Если же в пределах 12 градусов — тогда это хуже {отнимает 1/4 лет}.
Если Венера или Юпитер в Асценденте или МС в карте рождения, тогда они добавляют малые года.

Несмотря на все эти манипуляции с алькокоденом Маша»аллах всё равно использует дирекции пророгаторов (косые восхождения), а также профекции и солнечные революции.

Умар аль Табари (8 век)

Доступен только перевод с латинского. У него много общего с Маша’аллахом и похоже они использовали одинаковые источники, но есть некоторые различия.

Определение предоминатора:
Дневное рождение: Солнце в 1,10,11,8 и 9 местах. В 8 и 9 только если в мужском знаке. Здесь отличие, что не используется 7 место. А у Наубахта, например, 7,8 (?) места в мужских знаках для Солнца. Здесь больше похоже на систему Птолемея.
Ночное рождение: Луна в любом угловом или последующем месте. Это уже ближе к Доротею.

Далее обязательно управитель терма, дома, экзальтации или триплицитета должен аспектировать предоминатор. Если нет, смотрим дальше.
Если предыдущеё полнолуние смотрим Жребий Фортуны, если новолуние — Асцендент. Если один не подходит переходим к другому. Если оба не подходят, тогда смотрим точку пренатальной сизигии.

Какая-то у него здесь смесь Птолемея и Доротея. Например, он говорит, что Птолемей использовал 7 и 9 места, а Доротей 7, 8 места. Тогда какого дьявола у него используются 8 и 9 места? Определение лет у него во многом схожи с Маша’аллахом.

Далее при нахождении алькокодена смотрится планета с большим числом достоинств в градусе. Если же одинаковое число достоинств у нескольких планет, тогда берётся планета, которая ближе всех формирует аспект и лучше расположена в карте рождения.

Ну и наконец в прогностике он комбинирует года алькокодена с дирекцией убийцы. Если дирекции происходит ранее лет, тогда натив переживёт данный период. Если же дирекция вблизи данных лет, тогда убивает. Такой подход стал довольно популярным в дальнейшем. Также в качестве убийцы используется Меркурий, если он с вредителями. Плюс Узлы, Десцендент и учёт широты, если одинаковая широта — то наиболее опасно. В дополнении ещё некоторые неподвижные звёзды и туманности.

Дирекции по косым восхождениям, т.е. ещё не птолемеевские, а также профекции и солнечные революции.

Абу Али Аль-Хайят (начало 9 века)

Здесь также перевод с латинского, потому больше вероятность искажений.

Определяем хилег и алькокоден:
Дневное рождение: Солнце угловое или последующее в мужском знаке или квадранте. Если управитель дома, терма, экзальтации, триплицитета или фаса аспектирует его. Тогда хилег и алькокоден найдены. Далее если не подходит смотрим Луну по аналогии, только женский знак или квадрант. Если не подходит, тогда если сизигия с новолунием смотрим Асцендент, если с полнолунием — Жребий Фортуны. Если один не подходит смотрим другой, если оба не подходят смотрим планету с большим числом достоинств в градусе сизигии. Как видим здесь почти так как у Омара, только автор для дневного рождения использует все угловые и последующие дома с учётом квадранта.
Ночное рождение: Сначала Луна по аналогии (женский знак или квадрант), потом Солнце. Дальше так же, только указывается, что управитель сизигии должен быть не кадентный, это скорей всего относится и к дневному рождению.
Также поправка, если кандидат на хилег Жребий Фортуны, то смотрим 3 достоинства — дом, экзальтацию или триплицитет для хилега.

Алькокоден — это всегда управитель терма, дома, экзальтации, триплицитета или фаса. В зависимости от планеты с большим числом достоинств, ближайшего аспекта и достоинств.

Также Солнце во Льве или Овне, Луна в Раке или Тельце сразу являются хилегом и алькокоденом.

Определение лет Алькокодена во многом схожи с предыдущими авторами.

Абу-Машар (9 век)

Здесь могу предложить ознакомится с моим переводом техник по определению обрывания жизни.

Аль-Кинди (9 век)

Подход здесь такой же как и у Аль Хайята. Учёт дневного и ночного рождения, мужские и женские квадранты и знаки.

Аль-Кабиси (10 век)

Аль Кабиси

Здесь также латинские источники. В его методе есть нововведения, а также используются дирекции Птолемея.

Определение хилега:
Дневное рождение: Солнце в 1,10,11 с учётом правила 5 градусов (система Алькабитус) в любом знаке. Или в 7,8,9 в мужском знаке. Дальше Луна в 1, 2, 3 (дом радости — нововведение) и в 7,8 в любом знаке. В 10,11,4,5 в женском знаке.
Ночное рождение: Берём Луну и по аналогии. Если Луна в области 5 градусов ниже Десцендента тогда должна быть в женском знаке — это применимо и для дневного рождения. Если Луна сожжена, то она не подходит.

Если светила не подходят, тогда если сизигия — новолуние. Смотрим градус новой Луны, чтобы он был не в кадентном доме. Если не подходит, тогда Жребий Фортуны по аналогии. Если не подходит, тогда Асцендент будет хилегом. Если сизигия — полнолуние, тогда градус полной Луны, затем Жребий Фортуны и Асцендент по аналогии как выше.

Также Аль-Кабиси пишет, что хилегом может быть Солнце под землёй в 5 домах (кроме 3 и 6), в зависимости от знака и квадранта. Выше он это не указывал, но скорей всего здесь он не следует Птолемею.

Наконец управитель одного из достоинств градуса должен аспектировать кандидата на хилег. Если нет аспекта, то не подходит на хилег.

Затем ищем алькокоден — планета с большим числом достоинств в градусе хилега и с аспектом. Если равное число, то смотрим какая из планет ближе аспектирует и приоритет здесь уже меняется с управителя дома, экзальтации, терма, триплицитета и фаса.

Ну и Солнце во Льве или Овне, Луна в Тельце или Раке сразу и хилег и алькокоден. Здесь мало, что изменилось, кроме того, что для Луны добавилось 3 место и 9 место также используется по аналогии как у Птолемея. Плюс приоритет с управителя терма изменился на управителя дома.

Вывод по арабскому периоду: Арабы не отдавали такой приоритет методу Птолемея как позднее в Западной Европе. Основа их метода — это Доротей в основном. Следует также иметь ввиду, что в более ранний арабский период дирекции Птолемея ещё не использовались, а точки двигали по косым восхождениям знаков. Также использовалось множество таблиц для вычислений положений планет и гороскопа, не только Альмагест Птолемея, но и различные персидские и индийские таблицы, где использовался сидерический зодиак. Примерно в 9 веке перешёл уже окончательный переход на квадрантные системы домов и приоритет таблицам Птолемея.

Герман из Коринтии (12 век)
Герман из Коринтии

Здесь он следует в чём-то Птолемею, но с учётом арабского влияния.

При дневном рождении смотрим Солнце в 1,10,11 домах или в 7,9 в мужском знаке. Луна же должна быть не в кадентном доме (кроме 3 дома). Для ночного рождения наоборот. Луна также с учётом квадранта и знака. Обязательно один из управителей градуса должен аспектировать кандидата на хилег.

Если светила не подходят, тогда если сизигия — новолуние, смотрим Асцендент, затем Жребий Фортуны. Если сизигия — полнолуние, тогда сначала смотрим Жребий Фортуны, потом Асцендент. Жребий Фортуны должен быть в угловом или последующем доме. Если ничего не подходит, тогда анализируем градус сизигии. В случае отсутствия аспекта (по знаку) к градусу сизигии алькокодена нет.

Также светила в обители или экзальтации будут хилегом и алькокоденом.

Авраам ибн Эзра (12 век)

Эзра

Подход немного отличается.
Определение хилега при дневном рождении: смотрим Солнце днём — если оно в 10 или 11 и один из управителей аспектирует его. Здесь кстати не используется первый дом. Далее Солнце в 7,9 в мужском знаке. Дальше Луна в 1 или 7 доме в любом знаке и 10,11 в женском знаке. Один из управителей должен всегда аспектировать — иначе не подходит.
Луну в 3,4,5 Эзра упоминает, но считает, что не нужно учитывать.
Если светила не подходят смотрим сизигию. Здесь смотрим сам градус сизигии, если было новолуние перед рождением. Он должен быть в 1,7,10 или 11 доме и аспектирован одним из управителей. Здесь также отличие от предыдущих авторов. Далее если не было новолуния или нет аспекта смотрим Асцендент и аспект одного из управителей. Если аспекта управителя нет — далее всё равно двигаем Асцендент в дирекциях до места отсечения.
Если же сизигия — полнолуние, тогда смотрим не попало ли светило в 1,7,10 и 11 дома и аспект управителя. Если нет, то смотрим Жребий Фортуны — если жребий в 1,7,10,11 и управитель в аспекте, тогда берём Асцендент.

Определение хилега при ночном рождении: смотрим Луну по аналогии как выше — 10,11,7,9 (11,10 — в женском знаке???). Если нет, то Солнце в 1 доме в аспекте с одним из управителей.
Далее сизигия по аналогии как выше.

В общем оригинальный подход у Эзры. Эзра судя по всему не следует полностью общепринятому ранее подходу, а включает самостоятельное и критическое мышление, видоизменяя некоторые астрологические методы уже по шаблону Птолемея, но сохраняя ещё арабское влияние. Есть у меня версия, что соотвествие планет халдейского ряда астрологическим домам также произошла с подачи Эзры. В дальнейшем похожая манера с видоизменением и введением новых методов наблюдается у Морина и Плацидуса.

Далее Эзра определяет алькокоден как один из управителей хилега, высчитывает годы жизни и приступает к дирекциям. Смертельная дирекция примерно в районе лет, которые даёт алькокоден.

Дальнейшие авторы также вводили небольшие коррективы в данные методы, но основа метода уже была достаточно сформирована в начале средневекового периода.

Наиболее популяризованная версия уже произошла с подачи Бонатти. Затем произошёл переход на таблицы Региомонтана с более точными эфемеридами и вычислениями. Менялся также алгоритм вычисления первичных дирекций. Приоритет уже отдавался больше методу Птолемея. Метод совершенствовался тем, что кардинальные точки стали также использоваться как промиссоры и аспект сигнификатора к промиссору. В 17 веке уже Плацидус начал активно продвигать свои методы, основанные по его мнению на Птолемее. Ввёл вторичные дирекции, которые являются основным методом прогнозирования в современной астрологии, хотя Плацидус в приоритете использовал первичные дирекции. Также с подачи Плацидуса первичные дирекции стали использоваться в обратном направлении (не вторичные).

После кризиса астрологии 18,19 веков с открытием высших планет и подачи Алана Лео и Дена Радьяра приоритет перешёл ко вторичным дирекциям, прогрессиям, солнечным обращениям и далее транзитам (особенно высших планет) в прогностике. На данный момент этот подход является наиболее распространённым.

Какой вывод из всего этого можно сделать?

Обзор различных методов определения продолжительности жизни

Однозначно можно сказать, что универсального алгоритма по определению продолжительности жизни не существует. В любое время, начиная с эллинистической астрологии все равно анализ данной темы сводился к комплексному подходу. Любому астрологу я рекомендую попробовать поработать в одной или нескольких астрологических системах, которые разделю на 4 типа:

  1. Первый тип — это методы эллинистической астрологии. Здесь можно поэкспериментировать с методами Птолемея, Доротея, попробовать различные методики Валента и более поздних астрологов — Фирмика Матерна, Павла Александрийского, Гефестиона Фиванского и Ретория Египетского. Также можно попробовать комплесный подход.
  2. Второй тип — это методы арабской астрологии. Приоритет методу Доротея. Связка Хилег — Алькокоден. Здесь комплексный подход заключается в использовании дирекций, профекций, солнечных обращений и транзитов. Более расширенный функционал по определению анаретических мест и тематическому анализу.
  3. Третий тип — методы средневековой астрологии Западной Европы. Приоритет методу Птолемея. Определение афеты и анареты. Более расширенный функционал по вычислительной части. Главный метод прогнозирования — первичные дирекции в различных вариациях (Региомонтан, Плацидус, мунданные, различные типы аспектов). Здесь хорошее поле для экспериментов. Также другие методы в качестве дополнительных средств.
  4. Четвёртый тип — методы современной астрологии. Вторичные дирекции (символические или солнечной дуги) и прогрессии, солярные обращения и возвращения других планет, транзиты высших планет и т.п.

    Можно также попробовать комбинировать все 4 подхода.

Список материалов, которые использовались в данной статье

1. Balbillus and the method of Aphesis, Martin Gansten, 2012, онлайн ссылка https://grbs.library.duke.edu/article/view/14581/3799
2. Dorotheus of Sidon. (2005). Carmen Astrologicum. (D. Pingree, 1976)
3. The Apotelesmatika of Manetho (Lopilato, R. (1998)).
4. Valens Vettius (2010). Anthologies. (M. Riley) Онлайн ссылка  http://www.csus.edu/indiv/r/rileymt/Vettius%20Valens%20entire.pdf
5. Vettius Valens Antioch: «Антология» Книга III. (С.Н.Коваленко) и другие материалы с группы FB «Античная астрология» https://www.facebook.com/groups/716511498406072/?ref=bookmarks
6. Информация с сайта «Seven Stars Astrology» http://www.sevenstarsastrology.com/traditional-astrology-of-death-notes-on-the-old-hyleg-and-alcocoden-technique/
7. Мичиганский астрологический папирус (2 век), взято с https://quod.lib.umich.edu/cgi/i/image/image-idx?id=S-APIS-X-1290%5D1I-IV.TIF
8. Ptolemy, C. (1940). Ptolemy: Tetrabiblos. (F. E. Robbins). Онлайн ссылка http://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Ptolemy/Tetrabiblos/home.html
9. Hephaistion of Thebes, Apotelesmatics Book II (R.Schmidt, издание 1998)
10. Paul of Alexandria: Introduction to Astrology (J.H.Holden, издание 2012)
11. Firmicus Maternus, Matheseos Libri VIII (J.R.Bram, 1975)
12. The Astrology of Sahl B. Bishr: Volume I: Principles, Elections, Questions, Nativities (B.N.Dykes, 2019) 
13. Sahl b.Bishr & Masha’allah, Works of Sahl & Masha’allah. (B. N. Dykes, 2008)
14. Serapion of Alexandria Paranomasia or Definitions of the configurations of the stars (Eduardo J. Gramaglia, 2013)
15. Abu Ali Al-Khayyat, The Judgments of Nativities, (J.H.Holden, 1988)
16. Introductions to traditional astrology: Abu-Mashar & al-Qabisi (B.N.Dykes, 2010)
17. The Forty Chapters of Al-Kindi ( B.N.Dykes, 2011)
18. Hermann of Carinthia «The Search of the heart» ( B.N.Dykes, 2011)
19. О продолжительности жизни, Д.Штейнгоф, 2018, онлайн ссылка https://www.astroprofi.biz/blog/ibnezra-moladot-prodolzitelnost-zizni
20 Материалы с форума http://skyscript.co.uk/forums/index.php
21 Материалы с группы FB «Эпистема астрологии» https://www.facebook.com/groups/378866736291403/
22 Материалы с форума http://hadad.3nx.ru/

(с) Георгий Мирской, 03.12.2019

P.S. Данная статья будет обновляться с учётом дополнительной информации и возможных ошибок. Основная цель в дальнейшем — это собрать множество методик определения продолжительности жизни и систематизировать их в хронологическом порядке. Любая критика, уточнения и информация по добавлению некоторых методик приветствуется. По всем вопросам пишите мне на электронную почту (george.mirskoyс0бaкаgmail.com), в личку или на стену (ссылки на соцсети выше) или в комментарии здесь (присутствует режим премодерации).

1 комментарий
  • В конце предлагается 4 системы для экспериментов по определению продолжительности жизни. А вы сами уже экспериментировали? Есть заключения? Выводы?

Оставить комментарий

Astro-Profi.com